«Тартюф» наших дней: В Театре Наций состоялась премьера спектакля по пьесе Мольера (18+)

Спектакль по пьесе Жан-Батиста Мольера поставил на сцене Театра Наций художественный руководитель Московского драматического театра имени А. С. Пушкина Евгений Писарев. В его прочтении зачитанная до дыр пьеса прозвучала остро и свежо, словно была написана вчера.

Фото Ирины Полярной

До «Тартюфа» режиссер уже ставил в Театре Наций музыкальную драму «Кабаре», удостоенную пяти премий «Золотая маска». Как признается постановщик, он сам не слишком-то был расположен к этому мольеровскому произведению, но художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов обладает «великим даром убеждения».

Писарева понять можно: каких только «Тартюфов» не видел мир за минувшие  три с половиной столетия – талантливых, костюмных, клоунадных! Масочные, карнавальные, гротескные – они украшали мировую сцену практически с момента написания автором произведения «Тартюф, или Обманщик». Хотя именно в период жизни Мольера комедия так и не вышла, несмотря на то что автор ввел в канву произведения молодежь и финальную речь, восхваляющую короля Людовика.

Фото Ирины Полярной

Данное обстоятельство заставило Евгения Писарева глубоко задуматься и решиться к материалу подойти совершенно серьезно, «копнув вглубь». То есть дать зрителю понять, что перед ним не маски, а вполне живые люди, наши современники.

Для своей версии «Тартюфа» Евгений Писарев заказал Сергею Самойленко свежий перевод с острой и ироничной интонацией. Работая с новым текстом, режиссер неожиданно для самого себя осознал, что Тартюф может быть вовсе не таким однозначным, каким мы его привыкли видеть на сцене. Да и сама ситуация в пьесе вовсе не плоская.

Из этих раздумий родилось яркое режиссерское решение: персонажи помещены во Францию наших дней, в особняк большого и не слишком приятного буржуазного семейства, со всеми сопутствующими времени атрибутами – ноутбуками, смартфонами, штатом прислуги, руководимой кодами, передаваемыми по рации внутри богатого дома.

Так каков же Тартюф Евгения Писарева?

Изначально режиссер поставил артистам задачу, что главный герой спектакля – «циник, для которого  морализаторство — оружие, с помощью которого он хочет отобрать у Оргона дом, семью, деньги…».  Кроме того, этот молодой человек (а в спектакле Тартюф артиста Сергея Волкова молод и хорош собой) испытывает подлинные нежные чувства к хозяйке дома  Эльмире (Аня Чиповская).

Аня Чиповская. Фото Елены Буловой

Очень любопытно, как данная режиссерская задача трансформировалась в сознании самого Сергея Волкова.

Сергей Волков. Фото Елены Буловой

– Мне кажется, что Оргон моим Тартюфом просто манипулирует, – рассказал в день пресс-показа обозревателю «МП» Сергей Волков. – Оргон возводит Тартюфа на пьедестал, но это отношение хозяина дома Тартюфа тяготит, оно ведь очень обязывает. Оргон вручает моему герою дарственную на квартиру, и Тартюф не знает, как от этого отказаться. Он принимает дарственную, чтобы поддержать этого человека. А выгоняет Тартюф Огрона вместе с семейством из дома потому, что Оргон его унизил, растоптал его чувства к Эльмире. На самом деле Тартюф (с моей точки зрения) – верующий человек, который в историю с замужней Эльмирой просто «проваливается», не в силах противостоять собственному сильному чувству. В финале же им движет не столько сребролюбие, сколько горькая обида и жажда мести – ведь и верующие люди часто мстят. Тартюф – он же фанатик во всем! Он включается в месть, в уничтожение Оргона столь же фанатично, как включался до того в молитву, в которой проводил часы напролет.

С этим прочтением мольеровского произведения можно спорить или соглашаться, но, так или иначе, спектакль у создателей получился острый, плотно держащий внимание зрителей и задающий им одну загадку за другой.

Позиция Оргона (блестящая работа Игоря Гордина) – это позиция человека, который переживает жизненный кризис, хочет найти новые духовные опорные точки и по слабости творит себе кумира. В данном случае – из Тартюфа. Когда же «колосс на глиняных ногах» Тартюф летит с пьедестала, Оргон тут же обращается к новому кумиру, которого снова творит в своем воображении. Вторая заповедь Моисея («не сотвори себе кумира». – Корр.) вообще проходит красной нитью через весь спектакль.

Игорь Гордин. Фото Елены Буловой

Среди женских образов особо интересна фигура жены Оргона Эльмиры. Аня Чиповская делает героиню «красивым цветком», которому очень не хватает солнечного света и тепла. Молодая замужняя женщина, она не получает любви, хотя нуждается в ней отчаянно. Когда Эльмира видит со стороны Тартюфа недвусмысленный интерес, то не реагировать на его сильные чувства не может. Но в то же время в этой женщине сильно развито чувство долга, она сразу пресекает поползновения со стороны Тартюфа, втайне надеясь, что Оргон будет после этого смотреть на жену с большей нежностью.

Денис Суханов и Аня Чиповская. Фото Елены Буловой

Невероятно хороши персонажи Анастасии Лебедевой (Дорина) и Дениса Суханова (Клеант). Домоправительница и шурин Оргона – самые мудрые и ироничные герои в этом спектакле, которые, как серые кардиналы, пытаются разрубить гордиев узел и избавить семейство от самозванца. Оба образа построены на контрасте внешности и сути, оба героя умны и деятельны безмерно.

Анастасия Лебедева. Фото Елены Буловой

Хороша мать Оргона мадам Пернель в исполнении Ольги Науменко. Каждый из нас встречал таких упертых фанатеющих особ, потрясающих книжками из церковной лавки, отказывающихся принимать очевидное, даже если события разворачиваются у них под носом.

Ольга Науменко. Фото Елены Буловой

Украшением спектакля служит появление на сцене Театра Наций народного артиста России Александра Сирина в небольшой роли судебного пристава Лояля. Ленкомовский актер демонстрирует в очередной раз высокий образец мастерства и исключительную органику.

Ольга Науменко и и Аня Чиповская. Фото Елены Буловой

Художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили, вдохновленная ритмами и энергетикой сегодняшнего дня, придумала к спектаклю больше 20 ярких костюмов. Восхищает работа и художника-сценографа Зиновия Марголина, создавшего уникальный богатый французский двухэтажный дом с современной мебелью, шкафами, фотографиями на стенах, огромными панорамными окнами, за которыми шелестит листвой старый парк.

Глеб Шевнин. Фото Елены Буловой

Комедийный этот спектакль, начинающийся под хохот зрителя, медленно уходит в свою трагическую составляющую.  Мольеровская комедия характеров перерастает в писаревскую трагедию положений.

– Есть выражение «комплекс Мольера», – комментирует режиссер. – В ходе постановки со своим собственным «комплексом Мольера» я боролся. Меня ведь тоже воспринимают как человека, который делает театр для развлечения и отдыха. И хотя я продолжаю заниматься комедией, но взрослею, и комедия для меня становится не столь однозначной.

Елена Булова.

Добавить комментарий