В Театре на Покровке состоялась премьера спектакля «Царь-водокрут» (6+) в постановке Арины Бессергеневой по пьесе Е. Л. Шварца. Написанная в 1957 году, пьеса многие десятилетия привлекает людей своим философским авторским взглядом на тему семьи и проблему своих-чужих, актуальную во все времена.
Те, кто видел знаменитый фильм Александра Роу 1959 года, наверняка вспомнят сюжет: закончилась у солдата служба, спешит он домой, и по пути в родные места делает доброе дело – помогает Иванушке вызволить из плена матушку свою, Марью-искусницу. Как ни старается могущественный и хитрый царь Водокрут со всей своей придворной нечистью, но одолеть солдатскую смекалку не может.
Надо сказать, что сюжет этот претерпел много изменений, прежде чем его увидели кинозрители. Сам Шварц, обладавший поистине кинематографическом восприятием пространства собственных сказок, историю для фильма переписывал много раз.
Вот и в спектакле Арины Бессергеневой есть свои нюансы. Есть тут и бывалый Солдат, который возвращается домой со службы у царя Салтана. Есть злой царь Водокрут, держащий в страхе округу, у которого растет дочь-царевна. Есть девочка Варя, маму которой царь забрал в плен, потому что на самом деле этот Водокрут мечтает о семье, да только вот методы строительства выбрал чересчур «водокрутские». Варя отправляется на поиски похищенной матери, и, как настоящий герой, встречный незнакомый Солдат помогает девчушке. Смелое и доброе сердце Солдата располагает к нему всех, в том числе и помощников подводного водокрутского дворца. Это теплое отношение рождает подсказки и позволяет Солдату узнать в незнакомой женщине Марью-искусницу.
Сюжет-сюжетом, но, конечно же, самое главное в семейном спектакле – оригинальные постановочные находки, которых тут великое множество. Арина Бессергенева – одна из немногих современных молодых режиссеров, которая грамотно удерживая генеральную линию авторского замысла, рискует и придумывает парадоксальные постановочные ходы, работающие на задачу филигранно.
В данном спектакле ей помогает художник-постановщик Виктор Шилькрот, соорудивший на сцене таинственный затопленный лес, который потом превращается в не менее таинственную затопленную квартиру, где там и сям сохранились остатки старинной мебели. В том числе и вросший в водяной ил шкаф с гуслями-самогудами, подушкой-сныгонялкой, улиткой-водонагревайкой и всякими другими сказочными прибамбасами.
Старшее поколение зрителей с удовольствием узнают в гуслях-самогудах старый магнитофон, который не раз заставлял родителей нынешних детей до утра отрываться на дискотеках под по-прежнему несущуюся из него песню «American boy». А улиткой-водонагревайкой (замечательным советским кипятильником) Солдат в финале вскипятит воду в нужный момент и злой царь Водокрут просто испарится.
Но до финала еще далеко, а пока в затопленной квартире сидит, никого не узнает и тоскует Марья-искусница, потому что туманы (они ползут в театре в зрительный зал изо всех щелей) ей голову-то затуманили. Что любопытно, у Марьи-искусницы при всем том сохраняются инстинктивные материнские реакции: девочки спят на холодной голой земле – мама укоризненно качает головой потому, что непорядок, могут ведь простудиться!
А еще в этом затопленном лесу очень смешной Пастух плавает на огромной рыбине и пасет сомов и щук. «Аришка и Аришка, паркуемся!» – кричит он двум особо резвым рыбешкам, вызывая невероятный восторг в зале.
В сказочном мире Водокрута – погода неустойчивая, здесь внезапно может пойти снег, и Водокруту приходится надевать ушанку и варежки.
Вообще, образ Водокрута вызывает особое восхищение: откуда-то из-за спины у него растут щупальца, сбритую бороду он сердито сжимает в кулачке и ею трясет. А клешней (вместо второй руки) Водокрут может дотягиваться до любого персонажа, стоящего на расстоянии десятка метров, а также ловко открутить шашечки на никелированной кровати (костюмы Юлии Волковой). Клешня эта тянется к героям из-за любой кулисы, внося элементы хоррора и сюра в происходящее достаточно веселое действо на сцене.
Короче, это тот спектакль, который легче увидеть, чем пересказать: на каждом «квадратном сантиметре» постановки сосредоточено огромное количество шуток, философских размышлений, ностальгических бытовых подробностей советского времени, правильных нравственных установок. «Царь-водокрут» воспитывает детей ненавязчиво, через игру, а родителям дает большую пищу для размышлений о сегодняшней ситуации в стране и мире целом.
В постановке заняты артисты Евгений Булдаков (Водокрут), Алексей Терехов (Солдат), Арина Селезнева (Варя), Анна Серпенева (Марья-искусница), Алиса Шиханова (Царевна), Григорий Мосоянц (Квак), Мария Волкова (Ныряло).
Елена Булова.
Фото Дианы Евсеевой