По китайскому народному календарю символ нового года – Зеленая деревянная Змея. Животное, вызывающее у многих отвращение и даже ужас. Впрочем, находится немало людей, которые восхищаются змеями, их грацией и быстротой. И даже держат их дома.
Молодая древняя группа
В далеком-далеком карбоне, когда рыбы выбрались на сушу, появилось три больших класса наземных животных. Амфибии, не посчитавшие нужным окончательно расстаться с водой. Синапсиды, от которых произошли все млекопитающие. И завропсиды – предки рептилий и птиц. Змей среди них еще не было.
Не было их и в перми, когда извержение супервулканов создало сибирские траппы и уничтожило почти 90% животного мира Земли.
Не было их и в триасе, когда на суше развивались предки динозавров и появились яйцекладущие млекопитающие.
А вот среди окаменелостей средней юры змеи уже начинают потихоньку появляться. Произошли они от ящериц, похожих на варанов. В юрских отложениях находят переходные формы – ящериц с головой змеи. Дело в том, что основные отличия между безногими, похожими на змей ящерицами и настоящими змеями кроются именно в голове. В процессе эволюции змееголовые ящерицы утратили подвижное веко и наружное ухо, зато приобрели подвижное соединение половинок челюстей – именно это дает змеям способность заглатывать добычу целиком.
Другие отличия надежно скрыты чешуйчатой кожей и белыми мышцами – у змей, в отличие от ящериц, нет ни плечевых костей, ни грудины. Ребра просто расходятся от позвоночника, а нижние ребра даже ветвятся.
Ну а внутренние органы очень вытянуты. Это еще одно отличие между змеями и безногими ящерицами – у ящериц очень длинный хвост, а у змей хвост короткий. Внешне это разглядеть довольно сложно, но зато внутри… Сильно вытянутый желудок, маленькое левое легкое и сильно вытянутое правое, даже сердце – и то вытянутое. И только последние несколько сантиметров хвоста: позвоночник и мышцы, ничего лишнего.
Страх первый: гипноз
Почему змей боятся? Во-первых, тот самый немигающий, неподвижный взгляд. Хотя змей пожалеть стоит: они даже спят с широко открытыми глазами. Единственное, что могут – это прикрыть свои очи кольцами тела. Кстати, если помните, удав Каа в советском мультфильме «Маугли» активно мигает и даже прищуривается.
Отсюда родился миф: дескать, змеи могут загипнотизировать добычу своим неподвижным взглядом. И даже вроде бы подтверждение этому есть. Иногда можно наблюдать, как змея вперилась в лягушку или жабу своим немигающим взглядом. И та, словно завороженная, прыгает или ползет прямо к ее жуткой морде. Затем следует стремительный бросок – и конец.
Страшно?
Двуногие наблюдатели этого зрелища, как правило, не замечают, что из пасти у змеи торчит раздвоенный язык. И не просто торчит, а двигается. Все внимание человека приковано к чешуйчатым кольцам тела и к страшным глазам.
Но лягушка видит по-другому. У очень многих животных зрение устроено так, что они видят движущиеся предметы и не обращают внимание на неподвижные. Причем даже у более развитых, чем лягушки. Заяц, к примеру, может совершенно не обращать внимание на неподвижного человека, но стоит чуть шевельнутся, и косого как ветром сдует.
Также и лягушка. Она «не видит» ни чешуйчатого тела, ни тех самых гипнотических глаз. Ведь все это неподвижно, либо двигается слишком медленно. Но зато она видит язык! Нечто маленькое, вытянутое и шевелящееся. Наверное, это червячок? Такой длинный и такой вкусный. Надо подобраться поближе, на длину лягушиного языка (который, кстати, немаленький: больше длины тела амфибии). Но длина змеиного броска куда больше.
Таким же образом змея может «загипнотизировать» и насекомоядную пичужку, и землеройку – они с удовольствием едят червяков. И ящерицу, и крота. Некоторые змеи вместо языка используют кончик хвоста.
А вот на полевых мышей, животных сугубо растительноядных, змеиный «гипноз» не действует. Вряд ли купится на такую приманку хомяк или суслик. Впрочем, на них тоже змеи охотятся, просто технология более сложная.
Страх второй: эх, проглочу!
Манера змей заглатывать добычу целиком, причем такую, которая значительно превышает размеры тела, тоже внушает людям страх и отвращение.
Тут надо сказать, что у змей совершенно замечательная анатомия. И подивиться эволюции, которая все это придумала. Подвижные челюсти, кости которых соединены только сухожилиями: две половинки нижней челюсти при глотании расходятся в стороны. Расширенная верхняя часть правого легкого, которая позволяет змее дышать даже тогда, когда глотка намертво перекрыта пищей. Подвижные ребра (помним, что грудины нет), которые свободно распахиваются, пропуская пищу внутрь. Мускулистый пищевод, который сплющивает жертву. И, наконец, сильно вытянутый желудок, способный уместить в себя очень и очень многое.
Конечно, ни одна современная змея не сможет проглотить слона, как в сказке «Маленький принц». Но вообще свои анатомические возможности змеи используют по-максимуму.
Тигровый питон, к примеру, предпочитает обезьян и шакалов. Средняя длина питона – 3,7 метра, шакала – 71–82 см. Аметистовый питон из Австралии питается собаками динго и кенгуру. Иероглифовый питон родом из Африки ест бородавочников и некрупных крокодилов. Может съесть и гиену. В 2002 году он сожрал десятилетнего ребенка.
Одна из самых крупных змей – анаконда – может съесть взрослого каймана или удава длиной 2,5 метра. Но вот проглотить взрослого человека ей не под силу.
Зато это под силу сетчатому питону – самой большой змеюке нашей планеты. Правда, человек должен быть небольшого роста и хрупкого телосложения. Одна из проблем в поедании людей змеями – это большая разница между головой и плечами. Поэтому сетчатый питон предпочитает есть копытных среднего размера и крокодилов.
Летом 2024 года в Индонезии сетчатые питоны проглотили двух женщин. С третьей добычей змея не справилась – помешала именно ширина плеч.
Страх третий: яд
Большинство змей неядовиты. И в юрском периоде яда они еще не имели. Но в меловом периоде появились первые, примитивные аспиды, которые обзавелись ядовитыми зубами.
Время шло, мезозойская Пангея раскололась сначала на Гондвану и Лавразию, затем от Гондваны отделилась Австралия и «уехала» вместе с однопроходными и сумчатыми млекопитающими. А также с аспидами – тайпанами, демансиями, эхиопсисами, смертельными и медноголовыми змеями.
Сейчас аспиды – это многочисленное и, наверное, самое знаменитое семейство ядовитых змей. Знаменитое благодаря кобрам, змеям, «придумавшим» в знак угрозы раздувать капюшон. Яд аспидов – это нейротоксин, который угнетает нервную систему и вызывает паралич дыхательных путей. И он очень сильный! Большинство австралийских змей, королевская кобра, черная мамба, коралловый аспид – это змеи с очень мощным ядом. Название одного из австралийских родов аспидов – смертельные змеи – говорит само за себя. Ее укус в 50% случаев приведет к гибели. Но яд тайпана еще мощнее: он убивает в 90% случаев.
Многие аспиды очень красивы: например, украшенный аспид из Индии (кстати, любимое блюдо королевской кобры), коралловый аспид из Бразилии или аризонский аспид.
Прошло много-много миллионов лет, и вот в неогене (а это через 110 миллионов лет после отделения Австралии) еще одна группа змей решила обзавестись ядом. Гадюковые.
Их ядовитая система более совершенна. У аспидов ядовитые зубы неподвижны. Они просто крупнее остальных и загнуты назад. Ядовитый канал у примитивных видов представлял собой бороздку на зубах. У современных видов края бороздки сомкнулись, образовав канал. Обычно аспид «работает» одним зубом, второй держит про запас.
У гадюк зубы полые внутри. Кроме того, они расположены на подвижной кости, и когда пасть закрыта – прижаты к нёбу и прикрыты пленкой. Но стоит змее разинуть пасть – кость разворачивает клыки. По своей механике укус гадюки – это скорее мгновенный удар.
И яд гадюковых другого свойства. Он либо снижает свертываемость крови, либо наоборот сворачивает ее, вызывая некрозы.
Гадюковые – это и наша гадюка северных лесов, и гюрза, и пустынная эфа, и гремучие змеи Америки, в том числе бразильская жарарака, и знаменитая сурукуку или бушмейстер. Но немногие из них по силе, по смертоносности своего яда дотягивают до древних аспидов.
Впрочем, у всех ядовитых змей общее одно: яд им нужен для охоты, а не для самозащиты.
Да, конечно, если человек потревожит змею, наступит на нее или схватит – его укусят. Но это скорее жест отчаяния. Как правило, подобное действие становится для змеи последним в ее жизни.
Яна Маевская.