На излете уходящего года гости театра «У Никитских ворот» окунулись в атмосферу легендарной студии «Наш дом» на юбилейном вечере памяти «Когда мы были молодыми».
«Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли…» — так о том времени и об эстрадной студии «Наш дом» вспоминали ее основатели Марк Розовский, Максим Дунаевский и другие. Легендарная студия эта располагалась в клубе МГУ имени М. В. Ломоносова на Моховой, работала с 1958 по 1969 год, став центром притяжения для передовой молодежи шестидесятых годов. Для шестидесятников…
– Студия «Наш дом»», – рассказывает народная артистка России Юлия Рутберг, дочь одного из отцов-основателей, артиста Ильи Рутберга, – это какое-то уникальное явление, это великая общность неимоверно талантливых и умных людей. Мы – дети, которые родились в этой студии, уже попавшие «под дым». Уж как я надышалась – передать не могу, именно этой студии я обязана тому, что всю жизнь выхожу на сцену. Студию «Наш дом» можно было сравнить только с египетской пирамидой, потому что треугольник – самая устойчивая система на земле. И в этом треугольнике присутствуют три божественно одаренных человека.
Первый – Альберт Юльевич Аксельрод, режиссер театра и телевидения, врач-реаниматолог, кандидат медицинских наук… Для меня Аксельрод звучит как Геродот, Гиппократ. Это необыкновенный ум, фантастический интеллект, божественное чувство юмора и необыкновенное сердце. Этот человек был одним из трех, кто придумал КВН. И он же в Боткинской больнице придумал гипербарическую оксигенацию. Таков был его диапазон. А сколько было всего написано, сколько всего рождалось под этими сводами, какая присутствовала роскошь человеческого общения!
Вторым отцом-основателем стал Марк Григорьевич Розовский. Это человек, который после закрытия студии «Наш дом» удержал колесницу и создал театр «У Никитских ворот» и который столько лет удерживает эту повозку! Театр работает до сих пор, вне зависимости от того, что происходило и происходит за окном, какие политические и экономические погоды стоят на дворе.
И еще одно основание – это мой папа, Илья Рутберг. До сих пор, когда произносят имя моего отца, люди улыбаются. В скольких он вдохнул дух любви к театру, к искусству, к фантазии, к порядочности, к духовности! Он влюбился в эту «продажную девку» пантомиму и, помимо режиссуры, занимался ею. Как говорила его педагог Кнебель Мария Осиповна, он как «Марк Шагал по крышам шагал». Он действительно шагал по этим крышам, парил над ними, опережая время, учил очень многих людей. Он создал книги, выбрав для себя умирающий вид искусства, написал их так внятно, так талантливо, что сегодня пантомиме можно научиться по одним только его учебникам и все восстановить.
Если же говорить, что в сухом остатке для меня значат шестидесятники студии «Наш дом», то это те уникальные люди, это последние романтики, бессребреники, которые пытались сделать человечество счастливым, а мир цветным.
Конечно же, их прикрыли. Прикрыли без объяснений, с какими-то невнятными формулировками в том числе и о «бесперспективности» актерского и режиссерского состава.
Но мы-то понимаем, что на самом деле они были прикрыты потому, что пришло ИХ ВРЕМЯ: закваска была готова. Как апостолы искусства, они разошлись в разные стороны по культурному пространству необъятного Советского Союза, став «маяками, кострами, огнями, потоками света», чтобы дальше, каждый на своем месте, делать общее дело, начало которому было положено в клубных университетских стенах на Моховой в самом центре столицы.
Елена Булова.
Фото предоставлено театром