Яркие, ароматные мандарины стали неотъемлемой частью новогоднего волшебства еще с советских времен. Их появление на прилавках магазинов и рынков всегда означало ощутимое приближение главного зимнего праздника. Где и когда начали выращивать первые мандариновые деревья — точно неизвестно. По одной версии, их вывели в Иране около тысячи лет назад, по другой — они появились в средневековом княжестве Сацума на юге современной Японии, а некоторые исследователи считают, что родиной этих фруктов был Древний Китай. Там, кстати, мандаринами называли не вкусные фрукты, а чиновников высшего ранга. Им полагалось носить ярко-оранжевые одежды, и, вероятно, плоды стали называть мандаринами из-за похожего цвета. В Китае принято было дарить по два таких фрукта на Новый год: этот подарок служил пожеланием богатства, потому что в китайском языке слова «золото» и «пара мандаринов» звучат очень похоже.
В Россию мандарины начали завозить из Германии в 1870-х годах. В то время они еще не были символом Нового года и Рождества: поспевали фрукты в декабре, а доставить их в Петербург и Москву можно было только к концу января. В 1890-х годах первые мандариновые плантации появились в Абхазии и одной из грузинских областей — Кахетии. Сроки доставки фруктов в крупные российские города благодаря этому сократились, и вскоре в богатых семьях появилась новая традиция: на рождественскую елку вместе с конфетами, яблоками и орехами стали вешать мандарины. Часто их заворачивали в золотую или серебряную фольгу.
Однако вплоть до 1960-х годов эти фрукты оставались редким и дорогим лакомством. Лишь в 1963 году в СССР прибыл первый сухогруз с мандаринами из Марокко. После этого африканские цитрусы стали привозить регулярно, и как раз к новогодним праздникам. Зимой они были едва ли не единственными свежими фруктами, которые можно было подать к праздничному столу. С тех пор мандарины в СССР, а затем и в России стали ассоциироваться именно с Новым годом. Сейчас из Испании и Марокко в Россию поставляют сладкие тонкокорые мандарины «клементины», а в Абхазии выращивают многочисленные гибриды сортов «уншиу» и «сацума».
В первые дни зимы мы жадно поглощаем мандарины, а попозже в соцсетях начинают появляться десерты из оранжевых шариков, украшения стола и даже кожура, снятая в виде всевозможных фигурок. Кто из нас в детстве не пытался почистить мандарин так, чтобы кожура осталась единой полоской? Те, кто достиг в этом увлекательном деле мастерства, в зимние деньки приходили в столичные парки – ведь там с 2 по 7 января проходил конкурс очистки мандаринов! Всего за одну минуту претенденты на главный приз должны были снять с мандарина самую длинную полоску кожуры. Чтобы сделать состязания справедливыми, мандаринки предварительно отправляли на особую доконкурсную проверку: их отбирали по форме и размеру, чтобы у всех были одинаковые шансы на победу. В конкурсе «участвовали» мандарины примерно одного размера и весом 130 граммов, выбранные с помощью специальной формы для измерения. Длина кожуры измерялась по линейке «Мандариновый стандарт» – 50 см. Если лучший результат демонстрировали сразу несколько участников, победителя определяли по минимальному времени, затраченному на процесс.
Ароматные оранжевые шарики предварительно обрабатывали, а во время самого мероприятия «ошкуривателям» выдавали одноразовые салфетки. Для вкусного и веселого конкурса были закуплены тысячи фруктов. Очищенные мандарины не пропали: их с огромным аппетитом поглощали участники соревнований и болельщики. На этапе «мандариночистки» в парке Горького девушка сняла шкурку длиной 63 сантиметра, а юноша на сантиметр больше – 64! А вам слабО? Сидите сейчас, читаете текст, вот и попробуйте!
По итогам конкурса ежедневно в парках определялись три победителя. 8 января в парке «Сокольники» прошел финал, победители получили призы, а самому главному «очищателю мандаринов», помимо почета и славы, причитался миллион рублей.
Михаил Ковалёв.
Фото автора