На камерной площадке Студии Театра Вахтангова в Малом Николопесковском переулке, 3 – премьера спектакля «Главная роль» (16+).
Постановка приурочена к семидесятилетнему юбилею актрисы Елены Мельниковой, которая служит в Театре им. Е. Вахтангова вот уже 45 лет.
В основу нового спектакля режиссера Эльдара Трамова легла комедийная пьеса Николая Коляды «Всеобъемлюще». Спектакль рассчитан на двух актрис, это практически бенефис. Вторую центральную женскую роль Нины Сергеевны исполняет заслуженная артистка России Елена Ивочкина, успешно работающая на сцене Театра Вахтангова с 1977 года.
Пьеса Николая Коляды – история о двух стареющих актрисах провинциального театра, «заклятых подругах», между которыми в свое время как будто черная кошка пробежала. Из-за чего могут поссорится на десятилетия и годами не разговаривать две женщины? Конечно же, из-за мужчины. Его уже и в живых-то нет, а вражда продолжается.
Пространство постановки – бесконечное движение взаимного притяжения и отталкивания двух глубоких, творческих личностей, переплетение их любви и ненависти, страсти и бесстрастия, ревности и великодушия, в финале рождающее прощение и почти космическую гармонию.
Обе героини безмерно одиноки. Обе, по большому счету, оказались у разбитого корыта, посвятив себя служению Мельпомене, принеся этой музе свои жизни без остатка. Удача в актерской профессии улыбается далеко не всем, но сдаваться старости героини тоже не собираются. Находя в себе силы примириться, они неожиданно обретают невероятную энергию для совместной работы над новым проектом.
Эльдар Трамов в этой театральной истории, получив индульгенцию от Николая Коляды, стал не только режиссером, но и автором сценической версии. Пьеса Коляды, написанная 17 лет назад, показалась постановщику перегруженной ненужными цеховыми подробностями и бытовым слэнгом. Трамов искренне считает, что режиссер может быть понят зрителем только, если ставит о том, что ему самому хорошо известно. Поэтому он нещадно «вымарал» из пьесы все то, что посчитал лишним: в итоге спектакль идет один час. Сценическая версия получилась несколько куцей, но при этом какой-то сущностной, что ли. Образовавшиеся лакуны в тексте заполнены изумительной игрой двух опытных вахтанговских актрис. Это тот редкий случай, когда паузы, куда актрисы «подкладывают» собственные философию и мироощущение, говорят даже больше, чем сам литературный источник. А тишина порой становится такой оглушительной, что вызывает у зрителей слезы.
Елена Мельникова играет Веру, решившую обратиться к своей давней партнерше по сцене Нине – прекрасной, но, увы, бывшей актрисе, разжалованной руководством в суфлеры. Обратиться с предложением помочь в читке пьесы, написанной ею самой. Обе дамы поначалу не подозревают, насколько нужны друг другу: их откровенный разговор, совместные воспоминания, обнажение застарелой боли и взаимных обид в итоге дает новую энергию и силы творить дальше.
Елена Ивочкина создает изумительный образ: ее Нина – настоящая, мудрая, талантливая безмерно. Это читается в каждой фразе, каждом жесте. Снимая Нинин портрет со стены фойе театра, руководство за годы так и не сумело разглядеть в ней Марию Стюарт на эшафоте, которую Нина могла бы сыграть абсолютно блистательно, что и демонстрирует тут же.
А в Вере, в свою очередь, дремлет несостоявшаяся поэтесса, может быть, даже нереализованный драматург.
В спектакле речь идет о нелегких актерских судьбах, о закулисье, о взлетах душ и не взятых пока еще вершинах. И, конечно, о любви. О том, что «если ты не любишь всеобъемлюще эту землю, этих людей, эти занавески, этот воздух, этот вечер, эту жизнь одну и неповторимую – то тогда ничего нет! Нет ни вечера, ни листьев, ни песни, которая из окна, ни воздуха, ни мира! Это все есть только в тебе, но этого нет на деле, это сон какой-то, это неправда».
В сущности, спектакль «Главная роль» – про каждого из нас: театр – мощное увеличительным стекло, под которым зримо проступают общечеловеческие проблемы.
Музыку к постановке написал Гиедрюс Пускунигис.
Пространство репетиционного зала (каковым сцена вахтанговской Студии на самом деле и является) ловко слепил и обставил художник Максим Обрезков. Он насытил его многочисленными зеркалами, гримерными столиками и прочими атрибутами театрального закулисья. А еще – старыми костюмами из спектаклей. Их в финале молча, философски, развешивает героиня Елены Ивочкиной. Два чемодана театрального «барахла». Два чемодана воспоминаний и истории. Эти извлеченные на белый свет костюмы – оружию под стать. Они рождают элегическую ноту, дают надежду: подруги взяли себя в руки и засели за работу… Они верят, что у них все получится. И во след за ними начинаем верить в это и мы, зрители.
Елена Булова.
Фото автора