23 января 1931 года не стало балерины Анны Павловой. Великая русская танцовщица не дожила до своего 50-летия несколько дней.

9 мая 1930 года в Театре Елисейских полей состоялся спектакль «Жизель». Сергей Маковский в своей рецензии так написал по поводу исполнения Павловой роли Жизели: «Неотразимая, огненно гибкая и легкая как пушинка, танцует Жизель Анна Павлова. Этим многое сказано. Анна Павлова никогда не изумляла техникой, она покоряла вдохновением. Ее не хотелось и прежде разбирать по косточкам (грехов было много всегда), хотелось только восхищаться ею, забыв о хореографических прописях, отдаваясь наваждению таланта Божией милостью».
Анна Павлова родилась 31 января 1882 года в Санкт-Петербурге. В детстве девочка вместе с матерью жила в Петербурге и в дачном поселке Лигово, где у Павловых был деревянный дом. Посмотрев балет «Спящая красавица», восьмилетняя Анна захотела стать балериной, и через два года поступила в Императорское театральное училище, которое окончила 1 июня 1899 года. Ее сценический дебют в качестве артистки Императорских театров состоялся 19 сентября 1899 года. В 1902 году она стала второй солисткой, в 1903 году – первой, а в 1905 году – примой-балериной.
Конечно, главной среди всех партий Анны Павловой была хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь», поставленная специально для нее балетмейстером Михаилом Фокиным. В этом номере природная грация танцовщицы раскрывалась на все сто процентов, не оставляя равнодушным никого из присутствующих в зале.

«Говоря об Анне Павловой и о дягилевских сезонах в Париже, невозможно обойти стороной Михаила Фокина, друга и балетмейстера, с которым Анна Павлова работала дольше чем с кем-либо, – пишет в работе «Анна Павлова. Жизнь в танце» Юлия Андреева. – Они и знали друг друга с училища (Фокин учился на курс старше Павловой. – С. И.). Михаил был тайно влюблен в Анну, но отбивать ее у Дандре (Виктор Эмильевич Дандре, потомок знатного рода, балетоман и знаток искусства хореографии, удачливый предприниматель, обер-прокурор Сената, стал первым, главным и единственным мужчиной в жизни Анны Павловой. – С. И.) так и не стал. Известно, что Анна очень любила и дорожила Фокиным как другом, ценила его мнения в искусстве, доверялась ему на сцене. Как мечтала Анна о совместной работе с Фокиным! Он был для нее не только гениальным балетмейстером, пред которым она преклонялась, но был ей бесконечно дорог как большой русский человек, сказавший свое новое слово, – живое и прекрасное слово в любимом ею искусстве. Анне Павловой всегда страшно было думать, что интерес к балету может уменьшиться и что он может совсем сойти на нет, и в Фокине она видела человека, который может и должен продолжать это дело. И веря, что в его руках оно окажется жизнеспособным, Анна готова была войти в каждое дело, если бы руководил им Фокин».

В 1908 году Михаил Фокин в содружестве с «мирискусниками» поставил балет «Египетские ночи» на сюжет новеллы Теофиля Готье «Ночь в Египте». Сразу же после успеха «Египетских ночей» последовало знакомство Фокина с Сергеем Дягилевым. Очарованный идеями Михаила Фокина, Дягилев пригласил его в свой балет в качестве балетмейстера.
«В своих балетах Фокин отвергал ложную эстетику XIX века и вводил в представления реалистические сцены, – пишет Юлия Андреева. – Так, однажды для балета «Ночь в Египте» он приобрел живую змею и предложил Анне Павловой танцевать с ней. Отважная танцовщица согласилась протанцевать свою партию, держа в руках живого и возможно даже ядовитого гада, отлично понимая при этом, что данная роль вполне может сделаться ее последней (Фокин никогда особо не разбирался в зоологии, так что мог и напутать). Никакие просьбы других участников балета удалить опасного персонажа со сцены, заменив его игрушкой, не подействовали на Фокина, который не собирался отказываться от своего гениального замысла. Спасла положение сама змея, которая во время действия уползала из корзины не в ту сторону, в которую это можно было сделать согласно разработанной Михаилом мизансцене, и танцовщики элементарно боялись наступить на нее. Да и Анна Павлова, в конце концов, начала жаловаться, что когда змея обвивает ей руку, она больше уже не шевелится, а, следовательно, какой в ней смысл?»

Благодаря Михаилу Фокину и Сергею Дягилеву, в первый же свой приезд в Париж Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский обрели мировую известность.
По окончании первого представления «Русских сезонов» Павлову, Нижинского и Фокина наградили Академическими пальмами. Однако прижиться в Дягилевских сезонах Павлова не смогла – она уже привыкла, что она звезда труппы, а Сергей Павлович на первое место выдвигал Тамару Карсавину. Кроме того, она не желала подчиняться диктату властного антрепренера.
В 1909 году Анна Павлова отмечала десятилетие служения в Мариинском театре. Прима-балерина все реже и реже выступала на родной сцене. К тому же в Петербурге ей не хватало репертуара. Михаил Фокин ушел из Мариинки и ставил балеты для антрепризы Дягилева. С 1910 года Павлова постоянно гастролирует в США. Ее выступления сопровождаются феноменальным успехом. Управлением железных дорог даже выделялись специальные поезда, чтобы жители окрестных городов могли попасть в Нью-Йорк на выступления «русской жемчужины».
В пригороде Лондона Анна и Виктор Дандре купили особняк, окруженный большим парком.

В пруду плавали белые лебеди, с которыми Анна часто фотографировалась. В саду росло много экзотических растений, привезенных балериной со всего света.
«Дом Павловой в Лондоне – «Айви-Хауз» на Голдерс-Грин, а ее любимого лебедя звали Джек», – писала в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская.
Слава Анны Павловой стала всемирной. Ее выступления ждали на всех континентах, она получала самые высокие в мире гонорары. Анна Павлова почиталась как божество. Ее именем называли духи, пирожные и шляпки, поклонницы балерины перерисовывали в свои альбомы фасоны ее причесок и костюмов…
Но была ли Анна Павлова счастлива? Детей у нее не было: нужно было беречь фигуру. Добровольно уйти со сцены она не могла.
«Истинная артистка, подобно монахине, не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Артист должен знать о любви все и научиться жить без нее», – говорила Павлова.
В 1929 году балерина серьезно повредила колено, но, невзирая на страшные боли, продолжала репетировать. Танцевать становилось все тяжелее.
Сезон 1931 года Павлова должна была начать в Нидерландах, а затем танцевать в Южной Америке, Китае и Японии. Специально к ее приезду в Нидерландах был выведен новый сорт тюльпанов – с белоснежными махровыми лепестками, напоминающими о ее знаменитом Лебеде. Сорт назвали «Анна Павлова».
17 января 1931 года импресарио балерины Эрнст Краусс с огромным букетом этих тюльпанов встречал Анну на вокзале в Гааге. Но она почувствовала себя плохо и сразу же отправилась в отель. Как оказалось, поезд, в котором Павлова возвращалась в Париж с Лазурного берега Франции, потерпел аварию возле Дижона. Сама прима не пострадала, хотя упавший кофр сильно ударил ее по ребрам. Но ей пришлось холодным зимним утром в пижаме и легком пальто идти пешком до ближайшей станции и там в течение двенадцати часов ждать следующего поезда. Павлова подхватила простуду, которая перешла затем в тяжелейший плеврит. В таком состоянии она и отправилась на гастроли в Нидерланды.
Незадолго до своего отъезда, уже совсем больная, она пришла заниматься в парижскую студию Веры Трефиловой. Там она почувствовала сильный жар, но все же решила гастролей не отменять.
Обеспокоенная состоянием любимой балерины королева Нидерландов Вильгельмина отправила к Анне Павловой своего личного врача. Тот поставил диагноз – плеврит. Необходима была срочная резекция ребра. Анна отказалась, ведь тогда она не смогла бы танцевать… Вызванный из Парижа врач Павловой Залевский ничем, к сожалению, помочь не смог.
Матильда Кшесинская вспоминала, что в январе 1931 года она получила известие о том, что Анна Павлова опасно заболела в Гааге.
«Ее постоянным врачом был доктор Залевский, который лечил и Андрея (великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата императора Николая II, с 1921 года мужа Кшесинской. – С. И.), – писала Кшесинская в своих мемуарах. – Дандре, муж Павловой, телеграфировал мне, прося отпустить доктора Залевского ввиду опасного положения Анны Павловой. Я не считала себя вправе отказать, тем более что Андрея лечили и другие доктора, и Залевский 20 января выехал в Гаагу на три дня. Конечно, я скрыла истинную причину его отсутствия, чтобы не волновать Андрея, который так и не догадался об этом. Но, несмотря на все принятые меры и приезд доктора Залевского, не удалось спасти Анну Павлову, которая 23 января скончалась. Андрей очень ее любил, и мы скрыли от него эту печальную весть. Мы не давали ему читать газет во избежание волнений, и лишь несколько месяцев спустя Андрею случайно попалась забытая у его постели газета, из которой он узнал о кончине Анны Павловой».
Анны Павловой не стало в ночь с 22 на 23 января 1931 года. До ее 50-летия оставалась почти неделя. Павлова не думала умирать, была готова выйти на сцену. Последними словами Анны были: «Приготовьте мне костюм Лебедя». Хореографическая миниатюра на музыку Камиля Сен-Санса «Лебедь» (название «Умирающий Лебедь» она получила позднее) была поставлена совместно с Фокиным и впервые исполнена Анной Павловой 22 декабря 1907 года. Эта миниатюра вошла в ее биографию навсегда, став символом нового русского балета.
23 января 1931 года все газеты мира вышли с огромными некрологами, и лишь в России на последней странице одной из газет были опубликованы всего три строчки, посвященные Павловой.
Когда Лондон узнал о смерти великой балерины, в театре «Аполло» шел балетный спектакль. В память Анны Павловой оркестр исполнил музыку Сен-Санса при открытом занавесе. Сцена была пуста, лишь луч прожектора скользил по ней. Весь зал поднялся и стоял, пока не смолкли последние аккорды музыки.
Отпевание Анны Павловой состоялось в русском храме в Лондоне, прах был захоронен на кладбище Голдерс-Грин. На этом настоял Виктор Дандре, утверждавший, что Павлова сама упоминала «о желательности такого варианта для похорон».
Попрощаться с Анной пришли тысячи поклонников, представители всех королевских и княжеских домов Европы, главы государств многих стран мира. Не было только венка от советского посольства в Лондоне.
«Прошло много лет с тех пор, и мне пришлось прожить в Лондоне три недели в гостях, как раз недалеко от того дома, где жила Анна Павлова, – вспоминала Матильда Кшесинская. – Проходя однажды мимо этого дома, я зашла в парк, окружавший дом, посмотрела на пруд, где некогда плавал красавец белый лебедь, с которым Павлова снята, зашла в дом, где жила, ходила и занималась наша Павлова, а потом пошла поклониться ее праху на местном кладбище, тут же недалеко. Белая мраморная урна, высокая и стройная, как сама Павлова, хранит драгоценный пепел. Кругом все только белые цветы – просят других не возлагать, написано на дощечке. Видно было, что чья-то очень любящая рука убирала цветы, все свежие и красиво расставленные. Пришла я сюда поклониться праху великой нашей русской артистки, имя которой не забывается во всем мире, где ее любили и ценили».
Анна Павлова не хотела останавливаться ни на одно мгновение, дать себе отдых, хотя бы передышку. О том, чтобы не танцевать, для нее не могло быть и речи.
«Балет – это душа», – написала в своих воспоминаниях Анна Павлова. Ну а душой балета на все времена осталась она сама – по-прежнему непревзойденная и прославившая русский балет на весь мир.
Сергей Ишков.
Фото с сайтов ru.wikipedia.org и histrf.ru