«Так создан мир: что живо, то умрет. И вслед за жизнью в вечность отойдет» – писал Шекспир в своем бессмертном произведении.
Самая знаменитая пьеса мировой драматургии прозвучала в новом формате спектакля-концерта в исполнении Евгения Миронова и симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.
Автором идеи спектакля-концерта является Евгений Миронов. Для него это уже третий опыт исполнения «Гамлета» на сцене: актер работал с ведущими мировыми режиссерами Петером Штайном и Робером Лепажем, во втором случае даже примерял на себя все роли шекспировской трагедии.
В новой постановке режиссера Марины Брусникиной он выступил в качестве чтеца, чье слово драматургически соединено с музыкой Дмитрия Шостаковича. Выдающийся композитор неоднократно обращался к шекспировским произведениям. Оркестр исполнил его музыку из кинофильма «Гамлет» 1964 года и из спектакля Н. Акимова, поставленного в Театре Вахтангова в 1932 году.
«В концертном варианте невозможно прочитать или сыграть всю пьесу, если я что-то не договариваю, то за меня договаривает музыка, и наоборот. Сочетание музыки и слова, я надеюсь, даст некий эффект, который не происходит ни в кино, ни в драматическом спектакле, – возможность, с одной стороны, объемно, а с другой – сконцентрированно показать трагизм всей этой истории. В таком сжатом музыкально-поэтическом рассказе для меня как артиста стоит непростая задача: коснуться каждого из персонажей, войти на некоторое время в образ, тут же выйти и войти в другой, при этом находясь в партнерстве с гениальной музыкой Шостаковича», – сказал о главном в беседе с журналистами Евгений Миронов.
«Для меня прежде всего огромное удовольствие работать с Женей Мироновым и вместе с ним создавать наш новый совместный проект. И тема фантастическая – Гамлет. И музыка просто невероятно сильная. Шостакович создал настоящий шедевр, который помогает нам создавать эмоциональное, яркое наполнение, дает очень особенный ритм нашему спектаклю-концерту», – дополнил знаменитого артиста и руководителя Театра Наций маэстро Юрий Башмет.
Отдельный участник действия – экран, на который проецируются фрагменты шекспировского текста, имена персонажей и лицо актера. Крупные планы, нереальные для драматического театра, но привычные для кино – возможность из любого уголка зала в мельчайших деталях видеть, как разрушается мир шекспировских героев. «Это иногда процесс, процесс, как думает Гамлет, как думает Полоний. Ничего эффектного в жестикуляции, только глаза. Как мысль шекспировская у того или другого персонажа, и это интересно», – отметил Евгений Миронов.
Благодаря синтезу музыки и слова трагедия, написанная Шекспиром в 5 актах, разворачивается перед зрителем во всем своем масштабе за считаные минуты, давая возможность почувствовать, как необратимо раскручивается маховик разрушения.
Владимир Сабадаш.
Фото Анны Духон