Орда в беспощадном свете софитов русской кинематографии. «Ты возьмешь, Великий Хан, этот «Злой город» – но славы не получишь… Слава достанется им…»
Звание «Город воинской славы» городу Козельску Калужской области присвоено в 2009 году «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные в борьбе за свободу и независимость Отечества».
Прошло всего восемь веков.
События героического прошлого реконструированы путем сличения данных летописей разных источников с найденным при археологических раскопках.
Козельск с населением три-четыре тысячи человек сопротивлялся нашествию Орды 49 дней. Дольше держался только огромный по тем временам пятидесятитысячный Киев. Потери были несопоставимы. По данным летописца, козельцы уничтожили четыре тысячи монгольских воинов, их метательные и стенобитные машины.
Свидетельства отчаянной вылазки дружинников и ополченцев Козельска обнаружили случайно.
В 1899 году строилась ветка рязанско-уральской железной дороги от Данкова на Смоленск, проходившая примерно на четыреста метров южнее улицы Белевская Гора, южной границы посада XIII века. Строители обнаружили захоронение из 267 черепов со следами убийства холодным оружием. Захоронение связывается с погибшими в 1238 году при вылазке защитниками города.
Геополитическая обстановка XIII века в сравнении с противоречивыми оценками наших дней в цитатах историков представлена в статье RT «Злой город»: как защитники Козельска сдержали нашествие Батыя».
Автор Святослав Князев.
«После уничтожения Козельска разгневанный вынужденной задержкой и огромными потерями Батый запретил использовать даже само его название и повелел именовать взятую с таким трудом крепость «Злым городом», – пишет автор.
«Вопреки некоторым популистским заявлениями, раздающимся в наши дни, нашествие Батыя, вне всякого сомнения, имело место. О нем пишут не только русские источники, но и польские, германские и даже французские. О нем знали Папа Римский и английский король Генрих III. Подтверждается факт войны с монголами и археологическими данными. В Рязани, например, были обнаружены останки людей, убитых ударом по черепу сзади. Вероятно, так расправлялись с пленными. Находят у нас также немало характерных для монгольского войска трехгранных наконечников», – утверждает историк Владимир Кучкин.
Ученый отметил, что, просто сверив домонгольские списки городов со списками XV века, можно наглядно убедиться в том, что многие из них перестали существовать в XIII столетии.
Монгольские захватчики проявляли крайнюю жестокость, даже когда брали города быстро и не столь болезненно для себя, как Козельск. Популярные в последнее время конспирологические теории о том, что монгольского нашествия якобы не было вовсе или что оно не сопровождалось такой жестокостью, вызывают недоумение у профессиональных историков.
Археологи долго не могли найти древний город и обнаружили его в самом центре современного Козельска.
«Проанализировав остатки древнерусских браслетов, ученые пришли к любопытным выводам о том, что, в отличие от других городов Руси, десятилетиями стоявших пустыми, а то и вовсе сгинувших навсегда, жизнь в Козельске после разорения Батыем была восстановлена очень быстро», – рассказал Илья Яценко.
Таким образом, автор RT Святослав Князев отобразил особенности Козельска. Обитатели города активно противостояли значительно превосходящим силам оккупантов, нанесли им большой урон и быстро отстроили город на том же месте. Обычно отстроенные заново города располагались со сдвигом на местности.
Жаль, что древний Козельск не имеет охранного статуса. Обнаружение древностей ускоряет их уничтожение. Так часто бывает с византийской и славянской культурой. Отсюда понятная мотивация: варвары воюют с цивилизацией.
История обороны Козельска описана во множестве источников, научных и художественных. Мы цитируем Википедию и «Истории об истории» в Дзене «Оборона Козельска – как «злой» городок стал костью в горле для хана Батыя».
Отсюда же позаимствованы иллюстрации.
…Итак, небольшой, но хорошо укрепленный город Козельск в 1238 году семь недель сдерживал войска хана Батыя. Поначалу монгольское войско двигалось мимо городка. Батый захватил Рязань, пала Коломна. После упорного сопротивления монголы взяли Москву, захватили Владимир и Тверь. Им открывался путь на Новгород, но войска развернулись и направились в земли вятичей, к Козельску.
Батый давно точил зуб на жителей города. Первый князь козелецкий Мстислав и его старший сын Дмитрий погибли в битве при Калке 15 годами ранее. Перед битвой монголы выслали переговорщиков, но русские князья не стали договариваться. Они убили послов и вместе с половцами выступили против хана. По монгольским понятиям, потомки князя Мстислава и жители города должны были ответить за убийство. Монголы подошли к городу 25 марта и потребовали сдаться.
Батыя привлекли слухи о больших запасах провизии и фуража в крепости.
Тут его ждала проблема отсутствия хашар. Козельцы заранее собрали смердов из окрестных деревень в город и привлеки на свою сторону лесных душегубов.
У Батыя оказалось катастрофически мало пленников для использования хашара.
Типичная для всех лютующих террористов тактика живого щита для штурма городов была дешевле и эффективнее камнеметов и стенобитных орудий. Осадные орудия было невозможно сделать на месте и приходилось возить силой двух десятков быков на гигантских повозках с громким скрежетом и грохотом. Так перевозили юрты, метательные машины, катапульты, тараны.
Монголы сгоняли пленников со всей округи. И в качестве живого щита, коля длинными копьями, гнали безоружными впереди себя на стены городов. В хашар собирали детей, женщин и стариков. Они не смогут помочь осажденным, если живыми доберутся.
Кроме непосредственного прикрытия монголов при штурме, пленные сначала мастерили крюки и лестницы для штурма. Вели земляные работы непосредственно у стен. Рыли подкопы, засыпали вязанками хвороста рвы, насыпали перед стенами валы. Строили и осадный частокол. Тащили на себе стенобитные машины. Прикрывали обслугу осадных орудий и камнеметов, чтоб осажденные не расстреляли горящими стрелами издалека.
Тактика хашар позволяла монголам экономить силы и защищать своих воинов. Отказавшимся отрубали голову. Мертвыми телами можно было засыпать ров.
Ордынская тактика живого щита описана в статье «Хашар: как появилась чудовищная тактика монголов, позволявшая быстро брать русские города».
В феврале 2025 года появилась киноверсия героической обороны Козельска в 1239 году «Злой город» (12+). Режиссер Константин Буслов, сценарист Вадим Голованов.
Статья Бизнес Online «Чудо-женщина» из Козельска: как дочка Мантурова спасала в кино Русь от Батыя» описывает мотивацию авторов фильма и их видение своих героев.
Съемки проходили в Подмосковье и Тверской области. Построили полномасштабную декорацию древнего Козельска с сорока строениями: деревянными избами, дворами, церковью, княжеским детинцем. Окружает город двенадцатиметровая бревенчатая стена с частоколом и ров с водой пятиметровой ширины. Костюмы шили из натуральных тканей и мехов. Сундуки, подсвечники и глиняную посуду изготавливали по историческим образцам.
Козельск проживает относительно мирные дни: ярмарка, кулачные бои, тренировки на мечах, борьба за симпатии красавицы Весняны (Леонела Мантурова) между десятником дружины Лютобором (Владимир Любимцев) и Могутой (Александр Метелкин). Внук князя Мстислава Святославича, погибшего в 1223 году в битве на Калке, двенадцатилетний князь Василий (Митя Махонин) умен не по годам и может решать вполне взрослые княжеские дела. В теплой юрте стана завоевателей великий хан Батый (Василий Борисов) готовится к осаде города. Ему служит Тамача (Дмитрий Алексеев) во главе войска.
С мольбой не убивать людей на монгольском языке падает на колени перед захватчиками монах Ратша (Алексей Гуськов). До пострига Ратша был козельским сотенником, сдался в плен монголам, служил нукером у полководца Субэдэя (Герасим Васильев). Убежал, поменяв рясу на кольчугу, и вместе с Берендеем (Алексей Шевченков) собрал ватагу лесных душегубов в диверсионный отряд в тылу врага.
Смелость мужчин меркнет перед храбростью Весняны. Ее похищают монголы, и ее непримиримая несговорчивость должна была сделать ее жертвенной добычей войска. Актриса из милой девушки превращается в хладнокровного воина. Спасает из плена себя и своего жениха, после чего наравне с мужчинами встает на защиту города.
Режиссер слепил из нее образ и Родины-матери, и чудо-женщины.
Весняну убивают стрелой, когда она песней зовет соплеменников на бой, стоя во весь рост пред лицом врага на стене крепости.
Батый говорит своим об опасности Весняны. Она не поет, а колдует. Их мертвые встают на бой.
Мы не знаем, могли быть такие женщины восемь веков тому назад на Руси. Сегодня много отвергающих пристрастия мужчин в жажде битвы с врагом.
Если б еще понять, кто враг и где друг. В древности с этим тоже были проблемы согласно экранной реальности фильма. Предатели имели место в каждом лагере и сами себя предлагали врагу. Копали лаз под городской стеной.
Версия создателей фильма «Злой город» нам нравится вопреки очевидной сусальной патриотичности. Что бы там ни говорил режиссер для усыпления критики, бессовестной и беспощадной, параллели с современностью прочно сшиты на суровую нитку.
Попытка реконструкции прошлого из современности с персонажем Весняны делает фильм намного более понятным зрителю.
На экране показано то, что мы видим вокруг себя. Россия в осадной удавке одновременно снаружи и изнутри. Предателей с лазами едва ли не больше завоевателей. Не говоря уже о моральных пленниках.
По версии авторов фильма «Злой город», победа над жестокостью и численностью не дается без выдержки и ума.
В нашем видении центральным персонажем стал юный князь Василий, хотя на экране он присутствует не так уж много времени. Мы не нашли его характера в сторонних источниках, может, плохо искали. В любом случае это находка создателей версии фильма «Злой город». Мальчик вместо изучения боевых искусств читает книги. Его знания позволяют так долго выдерживать осаду. Смердов собрали в город по его повелению. На совете сначала прозвучали возражения – со смердами меньше продержимся. Получилось наоборот.
В той же заметке про фильм приведено заключение муфтия Дамира Мухетдинова «Любой фильм – это политический заказ. У нас восприятие Александра Невского такое, как его показал Эйзенштейн. И фразы, которые не говорил Невский, мы приписали ему. Это же кино, великий инструментарий, великое оружие XX – XXI века. Вспомнить самых древних авторов: Аристотеля, например, как они делили мир на цивилизованный и варварский. И мы далеко не ушли: у кого власть, тот и диктует политику».
Муфтий напоминает, что в Казахстане тема Орды интегрирована в государственную повестку и на эту тему активно высказывается местный кинематограф.
На канале «Царьград» опубликовано, что муфтий Дамир Мухетдинов окончательно отменил русских, объявив Россию полноправной наследницей Орды, «потому что ее домен располагался в городах Булгаре и Сарае». Он заявил, что русские князья были якобы не такими уж и русскими.
Историк Евгений Спицын полагает вполне возможным, Мухетдинов на самом деле верит в то, что рассказывает. Однако не исключает, что распространение таких антиисторических нарративов может быть заказом из-за рубежа. А это все в парадигме тех давних идей, прежде всего англосаксов, о фрагментации России, о ее развале. Не случайно сейчас опять они оживили работу конгресса порабощенных народов, который был создан еще в 1959 по закону США. У них там и казаки отдельная территория. Понятно, что все национальные республики. У них там и Урал отдельная территория, и все такое прочее. Играют на сепаратистских настроениях.
Но и Мухетдинов прав насчет пропаганды. Потому что если не хочешь кормить свою пропаганду, будешь кормить чужую против себя. Это военная осада.
Заочный спор историка с муфтием нас убедил.
Никаких сомнений, придется признать фильм «Злой город» большой творческой удачей. Трагедия города Козельска восемь веков назад опять актуальна. Абсолютное оружие лук и стрелы, арбалет и стенобитные орудия, камнеметы, кипящая смола. Огонь, огонь…
Из книг юный князь знает о фокусах монголов. Козельск пал ценой больших потерь врага. Князя искали и не нашли. Предательство с обеих сторон: и те и другие покупают себе жизнь знанием слабой стороны врага.
Почему ты злой, если не хочешь позволить врагу тебя съесть?
Врага очень много. У него кончилось сено для лошадей и еда для воинов. Стенобитные орудия и камнеметы сожгли при вылазке из города злые русские.
Выпадает напрочь простой вопрос: чего таким правильным ордынцам дома-то не сидится? В логике завоевателей тот злой, кто не хочет покориться и умереть без боя.
Форма исторического паразитизма на грани хищничества, по определению эволюциониста, общественно-политический зомби-паразитизм. Ордынской империи давно нет, а мы так и не поняли, что это было в этническом, моральном, идеологическом плане. Россия у нас одна. Орда много раз менялась. Злой тот, кто выжил, в понимании ушедшего в историю.
Фильм «Злой город» на уровне современных высоких биотехнологий в кинематографии вскрывает правду властного зомби-паразитизма экстраполитарной империи. Тут проглядывается открытие Достоевского в эпилоге «Преступления и наказания» о мозговых трихинах, подтвержденное молекулярной биологией.
Сегодня уровень актуальности фильма Константина Буслова и Вадима Голованова очень высокий, и он растет.
Историческая справка
Козельск являлся столицей одного из уделов Черниговского княжества. На момент монгольского вторжения там княжил двенадцатилетний Василий, принадлежавший ветви Мстислава Святославича Черниговского, погибшего в 1223 году во время битвы на Калке.
С помощью камнеметных машин монголы проломили стену и захватили вал, на котором она стояла. Завязалась рукопашная схватка («козляне ножи рѣзахуся с ними»). Штурм захлебнулся, воины Батыя отступили.
Защитники города приняли решение («свѣт же створиша») совершить вылазку («изиити на полкы Тотарьскые»). Атака русских оказалась полной неожиданностью для врага. Дружинникам и ополченцам удалось разрушить камнеметные машины («исѣкоша праща ихъ») и, «нападше на полъкы ихъ», уничтожить до 4000 воинов неприятеля. Эта отчаянная попытка спасти город стоила участникам вылазки жизни: никто не смог вернуться назад («и самѣ же избьени быша»).
Новый штурм защитники Козельска отразить уже не могли: сил для сопротивления не осталось. Завоеватели не пощадили никого: «изби вси, и не пощади от отрочатъ до сосущих млеко». Малолетний князь Василий, согласно рассказу летописца, пропал без вести: «о князи Васильи невѣдомо есть, и инии глаголаху яко во крови утонулъ есть, понеже убо младъ есть».
Козельск продержался 49 дней.
Спустя два года войска Батыя разрушили Киев. Жертв было очень много. Скелеты остались в несколько слоев, в том числе распластанные с раскинутыми руками, младенческие, прижавшиеся друг к другу девичьи и даже кота.
Князю козелецкому Василию было на ту пору 12 лет. Собрались защитники и решили поступить как православные: умереть за князя, обрести славу и добрую память. Знали воины, что в случае сопротивления никого из горожан не пощадят, ни старых, ни малых. Некоторые города, чтобы избежать разорения, откупались от монголов провизией и лошадьми, но защитники крепости выбрали иную долю.
Неприступная крепость
Расположенный на высоком холме Козельск со всех сторон был окружен водой. Восточнее холма протекала река Жиздра, западнее холм омывали воды Другусны. Крутые речные берега образовали природное укрепление. Северные подступы защищал канал, замедлявший течение рек.
Весной, когда сходил снег, местность вокруг холма покрывалась болотами. Вдобавок город окружали защитные валы и частокол с башнями, откуда воины обстреливали войска Батыя. У кочевников были осадные машины, но им не хватало места. Войско топталось на малом участке между рвом и болотами и несло потери.
У историков много вопросов к обороне Козельска. Более крупные города выдерживали осаду от 5 до 10 дней. А крепость, окруженная болотами, с тремя сотнями воинов оттянула на себя монгольские силы на два месяца.
Есть версия, что захватчики нашли слабые места в крепости не без помощи жителей окрестных деревень. В поисках монгольского покровительства те могли подсказать способ взять Козельск. По крайней мере, есть неподалеку деревня с говорящим названием – Дешовка.
Монголы называли воинов Козельска «железными урусами». Возможно, воины в железных доспехах были дружинниками, которые не раз сражались с монголами. Это объясняет многие детали осады. Жители ближних поселений покинули дома или укрылись в крепости. Монголы не смогли захватить в окрестностях пленных – хашар. Обычно при наступлении монголы прикрывались пленными как щитом или заваливали рвы их телами.
Под Козельском передовые отряды монгол приняли удар на себя. За многие недели осады крепости монгольские ряды сильно поредели. Когда же удалось пробить участок крепостной стены и подняться на вал, их встретили подготовленные бойцы.
Русские воины отбили атаку и оттеснили врага. Развивая успех, дружинники вышли навстречу монголам. Ратники навязали монголам кровавый ближний бой, которого те старались избегать. Защитники уничтожили метательные машины и около 4 тысяч войска хана. Но и сами сложили головы в неравной сече. В XIX веке археологи обнаружили захоронение с останками почти 300 человек, защитников Козельска.
Батый вошел в крепость, когда к нему пришло подкрепление. Защищать город было некому. Опозоренный хан приказал утопить город в крови и стереть с лица земли. Убивали немощных и старых, детей и грудных младенцев. В летописях указано, что малолетнего князя Василия утопили в крови.
Поживиться монголам не удалось, пленных не было. Историк Чингизидов писал, что остались от Козельска одни руины, даже копытца козлиного добыть не удалось. Из пяти месяцев зимней кампании два месяца Батый потерял в козельских болотах.
В бешенстве хан запретил упоминать название «Козельск», велел называть его поганым, или злым, городом. Годы спустя одному хану, участнику осады Козельска, бросили в лицо оскорбление: «Ты в Русских землях козлиного копытца не добыл». Так и прозывали город «Козлиным копытцем».
Козельск быстро отстроили, сейчас центр города находится на том самом месте, где стояла неприступная крепость Древней Руси.
Батый имел слабые ноги, страдал ревматизмом, в принципе часто болел, у него были красные пятна на лице, а двоюродные братья о его внешности отзывались, что это не свирепый монгольский воин, а какая-то старуха с бородой. Как показало время, из жизни он ушел до 50 лет. Это был неважный индивидуальный боец, весьма посредственный полководец, но непревзойденный политик. За его заслуги этого человека признали старшим в роде. Он сумел пережить двух великих ханов и считался более могущественным, чем каждый из них.
Наталья Вакурова, Лев Московкин.