Александр Мохов за свою актерскую карьеру сыграл немало отрицательных ролей. Играть злодеев всегда интереснее, потому что это образ яркий и запоминающийся. Гораздо сложнее сыграть персонажа положительного, доброго, порядочного, потому что есть опасность сделать его пресным и скучным.
С некоторых пор Александру Мохову достаются роли нравственного толка. То он предстанет перед зрителем в роли отца дочери-подростка, разрывающегося между молодой женой и родной дочерью. То в недавней премьере «Свадьба Кречинского», в Театре на Трубной, Мохов исполнил роль заботливого отца невесты. И вот опять новый образ – чистый душой мужчина. Да еще какой. Миллионер! В Театре на Трубной состоялась премьера спектакля «Цилиндр» (18+) по пьесе Эдуардо де Филиппо. В одной из главных ролей – заслуженный артист РФ Александр Мохов.
– Александр Анатольевич, вы не боялись, что ваш образ в спектакле получится нравоучительным? Какой-то уж очень правильный герой, читающий нотации аморальным, развратным людям?
– Когда меня Дмитрий Хананович Астрахан пригласил на эту роль миллионера, то у меня было много вопросов, и в первую очередь – насколько это актуально сегодня. И я понял, что тема безумно важная. Я человек взрослый, опытный, но с режиссером постоянно спорю. Не потому, что мне нравится спорить, а потому, что пытаюсь понять свою правду. Эту роль играет Александр Мохов от имени персонажа, так меня учили мои учителя, если я не присвою себе, Александру Мохову, эти проблемы и мое отношение к моему персонажу, то я его не сыграю.
И «В свадьба Кречинского» также плачет Александр Мохов от имени отца Муромского. Я понимаю масштаб бедствия, понимаю, что социальные вопросы — это вопросы вечные. Как человеку быть человеком… Миллионер ты, или из среднего общества, или из низшего класса, до какой степени ты готов продать свою совесть.
Понимаете, это очень деликатный и важный вопрос морали, и мой персонаж задает его остальным героям, до какой степени морали вы можете дойти, чтобы свою жену использовать в корыстных целях. Мой персонаж не нравоучительный, он как лакмусовая бумажка вскрыл всю эту щелочь…
Проблема поднимается серьезная, к счастью, она решается целомудренным способом, но полезно было бы этот спектакль посмотреть и молодежи. Дети сегодня рано созревают, родители должны объяснять им многие вещи, где та самая грань…
– Каково играть доброго, заботливого отца, в разных проектах, у которого взрослые дочери?
– Я не знаю, у меня три сына, дочерей у меня нет. Я играю любовь к ребенку. Для меня это понятно. У Антона Павловича Чехова в «Чайке» говорится: «Если тебе понадобится моя жизнь, – приди и возьми». Если бы, не дай бог, моему ребенку понадобилась моя жизнь, я бы, не задумываясь, отдал. Это сказано не ради красного словца. Я уже прожил много и многое видел в жизни, так что ради детей могу на многое.
– Вам не кажется, что воспитывать девочек и воспитывать мальчиков – совершенно разные вещи…
– Ту я, наверное, соглашусь. С дочкой это еще острее. В «Свадьбе Кречинского» на каком-то вербальном уровне мой герой понимает, что что-то не то с этим Кречинским… Он ищет факты своим подозрениям. Он говорит дочери: «Ты только не плачь, мы что-ничуть придумаем». Для него слезы дочки — это катастрофа. Поэтому когда мы играем с Танюшей Горбуновой и я вижу ее глаза на каждом спектакле, то я просто рыдаю, потому что у меня сердце разрывается, насколько я проникаюсь ситуацией. Вообще для девочек отцовская любовь – это очень важно. Пацан все-таки немного другое, хотя с младшим сыном мы можем что-то смотреть и разрыдаться. Для меня эта тема близка и понятна.
– Вы довольны профессиональным выбором ваших сыновей?
– Старший кинооператор, средний поступил на продюсера на бюджет во ВГИК, младший учится во втором классе. Старший хотел стать артистом, но понял, что это не его стезя, выбрал операторский факультет. Средний – в нем столько энергии и креатива. Я горжусь своими сыновьями.
– Вы будущий свёкор трех невесток. Каких невесток хотели бы впустить в семью?
– Тех, которые понравятся моим сыновьям. Я всегда им даю какие-то советы, но это не значит, что это руководство к действию. Все равно твою жизнь, твои отношения со второй половиной я не знаю. Я так много в жизни ошибался и, наверное, ошибаюсь до сих пор. Есть оправдание всем моим плохим поступкам – живу первый раз. И то же самое могу сказать сыну: «Не торопись». Разрезать, разрубить – очень быстро, а создать сложно. Не торопись, осмотрись. Опять же это жизнь твоя, она проходит, и ты должен получать комфорт от этой жизни. Поэтому думай сам. Старшему сыну сейчас 38 лет. Семью, возможно, пора заводить. Но если меня что-то не устроит, я никогда не буду отговаривать.
Я приму любую вторую половину, если увижу, что мой сын счастлив. Не важно, какая будет девушка – старше, младше, из какого общества, среды. Мне все равно. А как иначе? Какое право имеют родители влезать в личную жизнь своих детей? Добрый отеческий совет? Ну только в том случае, если меня спросят. Выбор за сыном, я не буду ставить условие, потому что это неправильно.
– Вы очень демократичный отец и с поклонниками всегда ведете себя очень приветливо.
– Вы знаете, я был в Лос-Анжелесе и видел, какие узнаваемые люди ходят по улицам и как они себя ведут. Жерар Депардье во Франции ездил на «жуке» «Фольксваген», и он не кичился своей славой. Киану Ривз столько отдает на благотворительность, что нам и не снилось. Они живут другим. Когда человек начинает играть – «я звезда», мне кажется, это нехорошо. И дома я «звезду» также не включаю. По дому все делаю, люблю посуду мыть, люблю готовить. Я вообще очень рукастый, люблю стругать, пилить, красить. С восьми лет уже корову мог подоить.
– Женский праздник еще далеко, но все-таки что бы вы хотели пожелать от себя женщинам?
– Хочу пожелать счастья женского и материнского! Душевного покоя! Чтобы не женщина в хорошем смысле руководила домом, женщина все равно руководит, мужчина – «голова», а женщина «шея», главное, чтобы без хруста все поворачивалось…
Мне хочется пожелать, чтобы у женщины не было каждый день борьбы за выживание – на работе, в семье, в обществе. Чтобы цветы ей дарили не только на 8 Марта…
Для меня женщина – какая-то особая субстанция, и с годами, чем старше становишься, понимаешь, как я много недодал тем женщинам, которые меня окружали. В силу отсутствия опыта, в силу мужского эгоизма. Если у женщины будет душевный покой, то не важно, сколько у нее будет денег. Не важно, где она будет жить и на каких машинах ездить. Поэтому я желаю душевного покоя. Если у женщины есть душевный покой, значит, в ее личной жизни все хорошо. Она может на этот момент быть одна. Если она одна, это не значит, что она одинока и она несчастна. Ей может быть и так комфортно. Так сложилась жизнь. Главное, чтобы женщина просыпалась и сразу улыбалась. У меня был опыт, когда я все потерял в 50 лет и начал жизнь с нуля. Стал бомжом, все отдал и жил в маленькой съемной квартире. Поймал себя однажды на мысли, что просыпаюсь утром и улыбаюсь. Вот об я этом говорю. Желаю женщинам, чтобы они просыпались по утрам и улыбались!
Анжела Якубовская.
Фото предоставила пресс-служба Театра на Трубной