Правительственный час «О приоритетах внешней политики Российской Федерации» с участием министра иностранных дел Сергея Лаврова на пленарном заседании Госдумы во вторник, 19 февраля, прошел необычно и продолжался всего полтора часа против обычных трех.
К Лаврову у Думы нет вопросов, и ему здесь комфортно. Неожиданно для всего мира он провел судьбоносные переговоры в Эр-Риаде, летел всю ночь шесть часов и на следующий день пришел на Охотный Ряд.
Постановление приняли сразу и с поддержкой деятельности МИДа, кроме обычного «принять к сведению». Выступлений от фракций не проводили. Вместо этого состоялось закрытое общение с руководителями фракций.
После этого министр ответил ни о чем на три несущественных вопроса журналиста.
Дональд Трамп с Илоном Маском рушат либерал-глобализм, а русская интеллигенция ничего другого не знает со времен Чернышевского и Радищева, а может быть, даже Курбского, на мой взгляд.
Физический политолог Дмитрий Дробницкий заявил в эфире, что в США происходит фазовый переход. По опыту первого срока Трамп понял, что реформировать бюрократию США невозможно, и позвал Маска ее рушить. Делать по процедуре невозможно, утонешь в согласованиях. Тут бюрократия сильнее. Департамент эффективности правительства не министерство, а консультативный орган при президенте. Зарплату Маск не получает и даже правил не нарушает, не то что законов.
Либерал-глобализм отлучен от мамкиной титьки. Тринадцать либеральных штатов подали иск в округе Колумбия с требованием немедленно отказать департаменту Маска в доступе к документам нескольких ведомств – здравоохранения, образования, торговли, энергетики, управления персоналом. Это может нанести неприемлемый ущерб государству и народу. Конгрессвумен Александрия Окасио-Кортес выпустила вебинар «Знай свои права» с установкой пересидеть Трампа и не дергаться. Ей даже прочат президентство после Трампа.
Округ Колумбия пропитан эклектичным религиозным экстазом к образу Израиля, и Россию воспринимают там традиционно на уровне гоги и магоги. Трампу придется искать козла отпущения и обострять отношения с Европой, возможно, от войны идеологической до горячей. Все идеологии хромают на все четыре ноги и еще одну руку. Если при Байдене Европу лишили русского газа и при Трампе казахской нефти, то, возможно, в ее отношении интересы США сильно не меняются.
Конфликт достиг такой степени, что потребовался мистический аргумент. Трампа сделали святым, и бог его поцеловал в ухо. Это все версии Дробницкого. Куда пойдет Трамп в соответствии с фамилией, по пути Кеннеди или Линкольна, такой вопрос не стоит. Желание увернуться от пули и слить гражданскую войну в Европу и при этом уйти от ловушки украинской войны вполне понятно. События завертелись с сумасшедшей скоростью.
Вопрос «Можно ли верить Трампу?» преобразовался: как ему помочь, чтобы ему можно было верить? Уговорить поступать разумно, и всего делов. Уже натренировались на некоторых лидерах бывших советских республик.
Трамп может, конечно, все бросить вместе с Украиной. Пусть истекает кровью, пока кровь не кончится. Если же руководить СМИ и выборами станет некому, фазовый переход раздуется на большинство стран мира. Тогда конфликт на Украине затухнет сам собой.
Так в природе случаются арогенезы, когда множество случайных, казалось бы, моментов складываются в предопределенный паттерн.
Если не предвидеть события в мире, то хотя бы понимать их помогает деятельность в Московском обществе испытателей природы под руководством историка науки Сергея Багоцкого.
Для описания политической истории России традиционно используется манипулятивная схемотехника англосаксов. Война и революция выпадают. С момента перепуга от Мюнхенской речи Путина нам вроде бы должно было стать понятней, однако патологическое свойство гегемонов наполнять информационное поле, чем в голову придет, из России воспринималось вершиной свободы мысли. Когда это привело к необратимому кризису и США посылались, руководство России сделало все возможное для доведения информации до массовой аудитории через журналистику. Журналисты не заметили усилий или не поняли их смысл. А там поднялась истерика с какими-то хаотическими действиями разрушительного свойства. Трамп далеко не первый. Развернулся пир во время чумы, процесс набивания пуза и карманов.
После окончательного провала Снежной революции процесс с обострением пошел настолько сильно, что фронт работы для журналистики безгранично расширился и искать суть стало недосуг. Успеть бы нащелкать на клавиатуре, что редактор велел.
В последние дни все заметили, чего никогда не было и вот опять. Никогда не было возможности прямого влияния Путина и вместе с ним резкого усиления дипломатической роли Лаврова. Именно из-за этого позиция Трампа и его риторика значительно изменились в последние дни перед переговорами и правительственным часом.
Идет процесс подготовки двухсторонних переговоров на уровне саммита. Вопросы посаженных на царство свадебных генералов если и будут обсуждаться, то как второстепенные. В соответствии со словами Лаврова, стороны не будут погружаться в тематику разногласий, чтобы не поставить под угрозу процесс в целом.
Чтобы радикально изменить жизнь на Земле, не нужны ни метеориты, ни атомная бомба. Достаточно незначительного изменения совокупности параметров, чтобы экосистема пережила радикальный перевод в иное состояние. Описать перевод можно как фазовый или катастрофический. Страшно подумать, может закончиться эпоха центрифугального отбора и снизится давление кадрового кризиса.
Еще далеко не вечер, а Лавров со всей своей Смоленкой переживает очередной звездный час русской дипломатии. Надеюсь, недолгий век теневой дипломатии с агрессором на этот раз действительно окажется недолгим. Остается дуализм, что говорить и что нельзя в зале с трансляцией. Враги России слушают ее внимательнее ее народа. Ну так и выбирайте, для кого вы говорите. Сегодня секретности не бывает, вопрос только в ресурсах на извлечение и смысловое сжатие большого объема информации для разработок оружейных технологий вроде мошенничества, дискредитации национальных проектов и фигур.
Главное для Сергея Лаврова, что движение к многополярному миру уже запустил Дональд Трамп внутри США. Он разрушает однополярность и отказывается от НАТО. Об однополярном мире забудьте.
Ответы министра попадали по вопросам депутатов примерно как я в клавиши. Первым вопросом коммунист Дмитрий Новиков спрашивал о посольствах на Западе и о переселении в Россию соотечественников. Лавров принялся рассказывать о трудовой миграции и открытии посольств в Африке.
Это тоже важно, тем более что позиции Лаврова по любому вопросу равновесные и доступные к обсуждению.
«Мы открываем дополнительные посольства, и департамент африканский создан второй. И до 2026 года планируется открытие посольств в Гамбии и Либерии, Коморах, в Нигере, Сьерра-Леоне, Того, Южном Судане. Семь посольств. Это достаточно серьезная цифра. Нам идут навстречу. Но мы изыскиваем и внутренние резервы, чтобы не слишком обращаться за помощью со стороны бюджета», – пояснил Лавров.
Вопросы и ответы без прямой связи одинаково служили источниками дополняющей информации для экономии думского времени.
В то же время министр избежал лишней остроты для возможного цитирования по скользким вопросам медицинского туризма, гипотетического СНВ-4, межгосударственного взаимодействия для трансграничного пропуска наводнений и паводков, сотрудничества с великими арктическими державами Китаем и Индией.
Случайных оговорок не было, формулировки выверенные.
Установка Лаврова следующая: «Национальные интересы никогда не совпадут полностью, в большей части они расходятся по отдельным направлениям, важным для каждой страны. Но там, где они совпадают, надо делать все, чтобы извлечь из этого максимум взаимной выгоды. А там, где они расходятся, это говорит Госсекретарь США, ответственные державы, включая, конечно, и Россию, и Соединенные Штаты, обязаны не допустить, чтобы эти расхождения сваливались в конфронтацию, тем более конфронтацию, которая пагубна для многих остальных стран мира. И этот принципиальный подход отражает и вот размежевание между командой Трампа и брюссельской бюрократией, они сейчас в таком разобранном состоянии, потому что курс явно взят на развитие отношений с отдельными государствами, которые разделяют философию отстаивания национальных интересов. Я считаю, это очень полезная тенденция».
Конец цитаты.
Прошедший теневой период не первый в карьере Лаврова. Полностью теневой формат никогда не оканчивается. Запад не может без двурушничества. Трампу не могут простить высказывания о прекращении войны. Европа более не может быть предметом национальной безопасности США.
Трамп лишает клиентелу кормовой базы, направляет государственные деньги по своему усмотрению. Стул в Пентагоне может стоить в сто раз дороже соседнего мебельного магазина. Деньги на презервативы в Газе пошли между строк бюджетной росписи. Трампу не избежать новых сравнений с Гитлером. Прием отработан на Сталине и Путине.
Путин напомнил Трампу о симпатиях к нему России и как Россия относилась к его выборам в отличие от европейских лидеров, которые сейчас летят к нему. Рассинхронизация в Европе. К такому быстрому развитию событий они не привыкли. Гражданская война уже не в США, а в Европе.
Лавров вышел на арену раньше возможного для него на вершине смоленской высотки. Ему не привыкать. Он заместил людей – продуктов центрифугального отбора, каковых не должно быть во власти. В России это произошло давно и не совсем завершилось.
Непредсказуемый Борис Ельцин вопреки теневым договоренностям неожиданно брякнул, что ему не нравится Андрей Козырев. Пособника пожара на Карабахе сменили на пособника пожара в Сербии Игоря Иванова, как мне кажется.
Когда появился Лавров, полтора года он молчал и в Думе появился один раз на восьмом этаже в лифтовом холле нового здания в окружении десятка журналистов, включая меня. А теперь я не могу прорваться сквозь толпу. Да, в общем, и времени нет караулить подход к прессе, когда уже и без этого голова до отказа забита непричесанной информацией и из ушей валится. Лавров выступает и транслируется постоянно, он стал самым цитируемым.
Одной из последних жертв стал Александр Торшин, замеченный в симпатиях и контактах с Трампом.
На Западе не произошло, там происходит неуклонное движение в обратную сторону, пока на пути этого политического паводка не встал Трамп. Центрифугальный отбор делают США, с которыми Лавров вынужден договариваться.
Что, собственно, произошло, объяснил Дмитрий Дробницкий. Повторю, Трампа вынесло во власть, и он оказался в крайне враждебном окружении. В таких случаях США всегда обращаются к России.
Естественно, на правительственном часе ничего этого не звучало. Я слушал и старался уловить нечто новое. Оно прошло не в констатациях и даже не в лексике, а в уверенности звучания. Вездеход и по болоту не пройдет, и по минному полю тоже. Это роль саперов.
На правительственном часе Сергей Лавров констатировал, что президент Трамп первый и пока единственный из западных лидеров, кто публично и громко сказал, что одной из первопричин украинской ситуации явилась нахрапистая линия предыдущей администрации по втягиванию Украины в НАТО.
«Это уже сигнал, что он понимает нашу позицию, когда Президент Путин в телефонном разговоре с ним еще раз акцентировал, что нам важно не перемирие, которое позволит довооружить Украину в очередной раз и опять натравить ее на нашу страну, а долгосрочный, устойчивый мир, опирающийся на устранение первопричин конфликта – натовский аспект и аспект истребления всего русского в нарушение обязательств Украины по Уставу ООН и многочисленным конвенциям. Я исхожу из того, что, как мы вчера разговаривали с Марко Рубио и Майклом Уолтцом, советником по национальной безопасности, мы были вместе с Юрием Ушаковым, они заинтересованы устранять искусственные препоны на пути потенциально очень перспективных, взаимовыгодных проектов, прежде всего, в экономике. Но также они заинтересованы и в возобновлении диалога по внешнеполитическим делам, по международной ситуации, по конфликтам», – сообщил Лавров.
Он это только приветствует.
«Раньше такой практикой мы пользовались, хотя она и была не без проблем, но проблемы будут всегда. Но главное – встречаться, слушать и слышать. И принимать решения свои собственные, которые будут реалистичными по отношению к тем партнерам, которых они касаются.
Так что мы начали, начали отход от края пропасти, куда нас… наши отношения завела администрация Байдена, но это только первые шаги. Атмосфера позитивная, намерения правильные, будем смотреть, как ситуация сложится дальше, какие шаги будут предприняты», – предупредил министр.
Лев МОСКОВКИН.
Фото автора