ГМИИ им. А. С. Пушкина запускает серию выставок под названием «Ars Graphica» и представляет первый проект «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века».
Кураторская группа: старший научный сотрудник отдела графики и рисунка ГМИИ им. А. С. Пушкина Татьяна Тютвинова, советник дирекции Российской государственной библиотеки Наталья Самойленко.
Выставка подготовлена совместно с Российской государственной библиотекой и посвящена музейной деятельности выдающегося русского ученого и педагога Николая Ильича Романова. В экспозицию вошли более восьмидесяти произведений западноевропейских и русских мастеров эстампа, в том числе графические работы Дюрера, Рембрандта, Хогарта и Домье. Некоторые из них не экспонировались почти сто лет. Также на выставке представлены каталоги первых московских выставок графики, письма художников и искусствоведов. Стартовый проект выставочного цикла «Ars Graphica» отражает важные страницы истории Гравюрного кабинета Румянцевского музея – главного графического собрания Москвы.
«Мы возрождаем традицию графических выставок в 31-м зале Главного здания. У нас есть впечатляющая коллекция рисунков и гравюр, и, к сожалению, наши посетители были долгое время лишены возможности наслаждаться графикой. Интерес к этому виду искусства существует, и такие выставки представляют собой подлинное наслаждение для понимающего человека», – сказал заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе, искусствовед Илья Доронченков.
«Очень радостно, что через совместное с Государственной библиотекой партнерство удалось реализовать трудный, но, на мой взгляд, очень мощный по содержанию и эмоциональному потенциалу проект, который, с одной стороны, возвращает нас к нашей истории, а с другой стороны открывает для публики новые имена, новых художников, которые хорошо известны зарубежным зрителям, но, к сожалению, не очень хорошо знакомы отечественным искусствоведам и ценителям искусства графики», – отметила Татьяна Тютвинова.
«Николай Ильич Романов очень много вложил в создание Гравюрного кабинета, возглавляя отделение изящных искусств Румянцевского музея, и в сложные годы, а это годы Первой мировой войны, годы предреволюционные и послереволюционные, превратил Гравюрный кабинет в настоящее творческое место, где не только изучалось искусство, но и проходили, несмотря на все трудности, ежегодные замечательные выставки, продолжалось приобретение произведений искусства. Вот этот действительно современный музей Романов хотел сохранить. Он перевез графическое собрание в Музей изящных искусств, и деятельность Гравюрного кабинета не прекратилась», – рассказала Наталья Самойленко.
С 1910 по 1924 год Николай Романов возглавлял отделение изящных искусств Румянцевского музея, в которое входили Картинная галерея и Гравюрный кабинет, а в период с 1923 по 1928 год являлся директором Музея изящных искусств. Он превратил Гравюрный кабинет в место притяжения для всех ценителей графики, уникальную творческую лабораторию, где рождались проекты первых выставок графики западноевропейских и русских мастеров, закладывались основы научной, хранительской и просветительской деятельности.
Романову удалось воплотить в Гравюрном кабинете свои представления о музее нового типа, в собрании которого современное искусство гармонично сосуществует с творениями художников давно ушедших эпох. Карьера Николая Романова началась в Румянцевском музее – крупнейшем просветительском учреждении Москвы XIX – первой четверти XX века. В 1924 году, после расформирования Румянцевского музея, Гравюрный кабинет вместе с коллекцией живописи западноевропейских художников и научной библиотекой по искусству был перемещен в Музей изящных искусств, теперь он называется Отдел графики ГМИИ им. А. С. Пушкина. Библиотека Румянцевского музея в 1925 году была преобразована в Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина (с 1992 года – Российская государственная библиотека).
Проследить историю первых московских выставок графики современному зрителю позволяют письма, каталоги выставок и отчеты Румянцевского музея, а также представленные в витринах листы Дюрера, Рембрандта, Хогарта и других мастеров эстампа, чьи произведения привлекали внимание посетителей выставок, проходивших в залах Румянцевского музея в первые десятилетия ХХ века. Один из разделов экспозиции посвящен наследию русских художников, произведения которых целенаправленно приобретались для Гравюрного кабинета. Со многими из них Романов дружил и состоял в постоянной переписке. Творчество А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. Д. Фалилеева, Е. С. Кругликовой сыграло важную роль в переориентации отечественной графики от репродукционного эстампа к авторскому.
Авторы выставки воздают должное чрезвычайно важному, хоть и малоизвестному широкой публике эпизоду истории Музея изящных искусств – обмену дарами между музеями Москвы и Лондона. Благодаря сотрудничеству Николая Романова с британским художником Фрэнком Брэнгвином, Музей изящных искусств в 1925 году получил в дар от Британского музея почти 600 произведений печатной графики. В Британский музей из Москвы в тот год отправили 218 листов с работами русских мастеров. На выставке представлены лучшие листы британских художников, отобранные для московского музея Фрэнком Брэнгвином и Кэмпбэллом Доджсоном, главным хранителем Гравюрного кабинета Британского музея. Произведения отражают все разнообразие британской печатной графики первой четверти XX столетия.
Цикл «Ars Graphica» задуман как серия выставочных проектов, основанных на произведениях из фондов отдела графики ГМИИ им. А. С. Пушкина. В этой же серии пройдут выставки, посвященные нидерландской гравюре XVI века, новаторским идеям в немецком графическом искусстве конца XV века, японизму в русской цветной гравюре на рубеже XIX и XX столетий. Эти выставки познакомят зрителя с творчеством выдающихся граверов, литографов и рисовальщиков, чьи произведения составляют золотой фонд собрания Гравюрного кабинета.
Выставка «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» будет проходить с 18 марта по 15 июня 2025 года.
Светлана Юрьева.
Фото Валерия Богомазова