«Одной звезды я повторяю имя…»: вахтанговцы тепло вспоминают Юлию Константиновну Борисову

В Театре имени Евгения Вахтангова постановкой «Одной звезды я повторяю имя…» (16+) отметили 100-летие со дня рождения народной артистки СССР Юлии Борисовой.

Фото с сайта Театра Вахтангова

Семь с половиной десятков лет Юлия Константиновна работала в труппе прославленного театра, более полувека оставаясь его примой. Честью выйти на одну сцену с ней считали великие Николай Гриценко, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Василий Лановой, Владимир Этуш, Вячеслав Шалевич…

Ее обожала молодежь. Когда Юлия Константиновна приходила в театр, то артисты с восхищением говорили: «Наше солнце пришло». Борисова всегда пользовалась безусловным авторитетом в театре и при этом никогда не принимала участия ни в каких театральных разборках. Она входила в стены здания на Старом Арбате только для творчества, чтобы репетировать и играть спектакли.

Фото Валерия Мясникова

Со сцены Вахтанговского театра зрителям рассказали о малоизвестных фактах биографии звезды. Наверняка далеко не все сидящие в зале в тот вечер знали, что до того, как поступить в Театральное училище имени Б. В. Щукина, Юлия Борисова ни разу не была в драматическом театре. Зато постоянно бывала в Большом, оперетте, цирке и консерватории и очень любила кино (хотя сама в кино снялась потом всего трижды – в «Трех встречах», «Идиоте» и «После Советского Союза», несмотря на бесконечные преследования режиссеров).

Фото Валерия Мясникова

В юбилейном спектакле-посвящении отразилось много «точечных» историй и живых воспоминаний коллег, выпукло характеризующих характер Юлии Константиновны.

Турандот – Юлия Борисова. Фото с сайта Театра Вахтангова

Ну, например, оказывается, девочка Юля Борисова никогда  не участвовала в самодеятельности. Но в 1943 году, оканчивая школу , она решила пробоваться в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Много лет спустя артистка так и не смогла сформулировать, отчего возникло желание: возможно, в ней проснулся таинственный театральный ген и повелел: «Иди!»

К ее собственному удивлению, Юлию Константиновну в Щукинское училище приняли. Ее первые театральные педагоги Вера Константиновна Львова и Леонид Моисеевич Шихматов дали студентке азбуку профессии, глубинные, душевные основы  мастерства. Они были очень разные: Вера Константиновна — бурление, бушевание, быстрая, резкая, а Леонид Моисеевич — медлительный, вальяжный. Он шествовал каждое утро по Арбату, нисколько не  обеспокоенный тем, что опаздывает. Когда студенты на уроке особенно озорничали, он предупреждал: «Если вы сейчас не перестанете безобразничать, я брошу в вас пепельницу…»

Фото Валерия Мясникова

Со сцены прозвучала и история о том, как скромную студентку Юлю углядел однокурсник Евгений Симонов, сын «хозяина», вождя Вахтанговского театра Рубена Николаевича Симонова…

«Он странно ухаживал, останавливал в коридоре как будто бы случайно, небрежно-насмешливо приглашал пройтись: «Пойдем, что ли?» Симонов великолепно читал стихи поэтов Серебряного века, в те годы мало известные, и свои собственные», – прозвучали со сцены воспоминания актрисы, запечатленные в книге «Люблю. Юля».

Стихи казались ей прекрасными, кроме того, он водил ее в Большой театр на оперу и балеты, которые Борисова обожала. Симонов рано начал выдвигаться в режиссуру… В аудиториях и коридорах то и дело слышалось: «Да что ты возишься?.. Вот Женька придет и поставит… Пусть он посмотрит…» С тех пор и навсегда она поверила в его режиссерский дар. И сделала с ним несколько своих замечательных ролей — Наташу в «Городе на заре», Вальку-дешевку в «Иркутской истории» Алексея Арбузова. Борисова позже никогда не соглашалась с гонителями Симонова, не отступилась от него и в самые трудные, трагические для Евгения Рубеновича годы.

Фото Валерия Мясникова

А еe великой, единственной на всю жизнь любовью стал Исай Исаакович Спектор. Начиналась эта история любви буднично и просто. Однажды «бедная студентка» Юлия Борисова шла по переулку напротив Театра имени Вахтангова к мастерице поднимать спустившиеся на чулке петли. А навстречу шел человек — в шляпе и длинном, наподобие иностранных, как у героев американских фильмов, перепоясанном в талии плаще. Борисова обернулась, он тоже обернулся. Исай Спектор, директор фронтового Вахтанговского филиала, всю войну проведший в поездках по фронтам, был на 9 лет старше Борисовой. Скоро они поженились.

Фото с сайта Театра Вахтангова

Со сцены на спектакле прозвучали строки нежной личной переписки супругов, пронесших любовь через всю жизнь.

…Вечер в Вахтанговском театре получился восхитительным: ярким и лаконичным одновременно. Со сцены плыл закадровый голос актрисы, записанный во время спектаклей, неслись строки писем, обращения к вахтанговцам, стихи коллег, посвященные Борисовой, их воспоминания…

Фото Валерия Мясникова

Прикосновение к творчеству Юлии Константиновны для многих стало праздником. Потому что она сама была Праздником. Так по крайней мере о ней отзывался Михаил Ульянов, называя Юлию Константиновну «эталоном театра». Руководя коллективом двадцать лет, десятилетиями выходя с Борисовой на одну сцену, Ульянов считал, что эта артистка «наделена не только Божьим даром, но и Божьим отношением к этому дару, и Божьим отношением к родному театру». А еще он говорил, что «таких актрис, как она, принято называть звездами, но Юлия Константиновна не звезда Вахтанговского театра, она – его великая планета».

Фото Валерия Мясникова

В вечере приняли участие Людмила Максакова, Ирина Купченко, Евгений Князев, Лидия Вележева, Мария Аронова, Марина Есипенко, Ольга Тумайкина, Рубен Симонов, Александр Олешко, Юрий Красков, Олег Макаров, Евгений Кравченко, Анна Дубровская, Евгения Крегжде, Мария Волкова, Елена Сотникова, Ася Домская и другие.

Фото Валерия Мясникова

В  театральном фойе открыта выставка, где можно увидеть портреты актрисы и сценические костюмы, в которых она играла спектакли.

Настасья Филипповна («Идиот»), Клеопатра («Антоний и Клеопатра»), Гелена («Варшавская мелодия»), Валя («Иркутская история»), Гитель («Двое на качелях»), Стряпуха («Стряпуха» и «Стряпуха замужем»), Эпифания («Миллионерша»), Мария («Мария Тюдор»), королева Анна («Стакан воды»), Лика Мизинова («Насмешливое мое счастье»), Кручинина («Без вины виноватые»), Патрик Кэмпбелл («Милый лжец»), Мадам Готье («Возьмите зонт, мадам Готье!») – вот лишь небольшая толика образов, которые Борисова виртуозно воплотила на сцене.

Фото Валерия Мясникова

Последний раз она появилась в театре в 2020 году, когда они вместе с Василием Лановым торжественно открывали памятник Е. Б. Вахтангову у фасада театра на Арбате. А в день 100-летия Театра Вахтангова, 13 ноября 2021 года, Юлия Константиновна прислала письменное обращение к товарищам по театру. Трогательное, мощное, как и все, что она делала в своей жизни, не умея ничего делать наполовину.

Елена Булова.

Добавить комментарий