Правда, тогда, 3 апреля 1973 года, он об этом еще не знал. Прошло 11 лет, прежде чем началось серийное производство мобильных телефонов.

В 2028 году, Мартин Купер, дай бог ему здоровья, отметит 100-летие со дня рождения. Именно он (кстати, сын эмигрантов из СССР), глава отдела по созданию мобильной телефонной связи в компании Motorola, 3 апреля 1973 года на улице Нью-Йорка нажал несколько кнопок на диковинном устройстве и сообщил ответившему ему абоненту: «Звоню с личного карманного переносного сотового телефона».
На заглавном снимке – Мартин Купер с прародителем современных мобильников, аппаратом Motorola DynaTAC.
Но прошло еще одиннадцать лет, прежде чем аппарат поступил в продажу. По цене, ни много ни мало, 3995 долларов.
Советские люди о том чуде тогда не ведали. У нас только-только установилась автоматическая проводная телефонная связь между городами. В знаменитом фильме «Ирония судьбы, или С легким паром», действие которого происходит 31 декабря 1974 года, персонажи заказывают переговоры через телефонистку на узле связи, по межгороду. Это между Москвой и Ленинградом. Что уж говорить об остальной стране.
Поэтому понятно наше изумление, когда зимой 1988 года в репортаже из зимнего олимпийского Калгари мы увидели, как горнолыжник Альберто Томба прямо с вершины горы звонит маме в Италию, сообщает о своей победе.
Однако прогресс летит чуть ли не быстрее времени. Уже спустя три года, 9 сентября 1991 года, мэр Санкт-Петербурга (как раз в тот день Ленинград переименовали в Санкт-Петербург) Анатолий Собчак позвонил из России мэру Сиэтла Норману Райсу по мобильному телефону – в России заработала компания «Дельта Телеком», первый оператор сотовой связи. Собчак тогда пользовался аппаратом фирмы Nokia Mobile Phones (Финляндия).

Так мобильники начали шествие по России. Понятно, стоили баснословных денег и были показателем особого статуса владельца. Приобретали их свежеиспеченные миллионеры и большие начальники (разумеется, за казенный счет).
А через 15 лет, к 2006 году, сотовые телефоны появились практически у всех.
Сейчас производятся и отечественные смартфоны. Правда, с ними есть сложности. Хотя начало, по официальной информации, было обнадеживающим.
В декабре 2013 года глава государственной корпорации «Ростех» представил премьер-министру Дмитрию Медведеву российский смартфон YotaPhone. Пояснив, что это стопроцентное российское изобретение, но, правда, все детали иностранные. «Короче, Apple напрягся», – заметил Медведев.
Реплика премьер-министра, пусть и шутливая или полушутливая, имела под собой основание. Потому что в январе того же года на международной выставке потребительской электроники CES-2013 в Лас-Вегасе российский YotaPhone победил в номинации «Мобильные устройства».
А что потом сталось? Государственный «Ростех» в партнерстве с частным фондом Telconet были совладельцами компании «Скарлет». Затем из нее выделилась зарегистрированная в кипрском офшоре компания Yota Devices – непосредственный создатель российского смартфона. В 2018 году «Ростех» объявил о продаже своей доли акций в компании Yota Devices китайскому консорциуму.
В 2019 году Верховный суд Каймановых островов признал Yota Devices банкротом.
Но российские смартфоны, пусть и китайской сборки и из китайских комплектующих, доныне производятся и продаются. Вполне доступные по цене. Правда, почему-то большим спросом не пользуются.
В любом случае, давно уже никто не выходит из дома без сотового телефона в кармане или в сумке. А если забывает, то чувствует себя дискомфортно.
И как наши отцы и матери, бабушки и дедушки жили?
Сергей Баймухаметов.