XIII фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva прошел в столице.
«Сегодня в танцевальном театре часто рядом с хореографом есть сценарист или драматург, а в последнее время оформилось такое направление, как танцдраматург. Идея обозначить 13-й сезон как связь театра и танца для фестиваля Context стала логичной. Нам интересно размышлять на тему того, что танец может быть рассмотрен как своего рода внутренний процесс, где каждая эмоция и каждое движение становятся частью драматургии исполнителя. Современный танец давно работает на стыке жанров. Соединения оперы, драмы и танца нам привычны. Хореографы и драматические режиссеры заходят на территорию друг друга, и это всегда интересно. Большинство ведущих драматических режиссеров в своих работах включают мышление через танец», – сказала основатель и художественный руководитель фестиваля Диана Вишнёва.
XIII фестиваль современной хореографии на сцене Театра Ермоловой открыл вечер одноактных балетов Римы Пипоян и Марселя Нуриева.
Первый акт – это балет «Икона», который поставила хореограф, режиссер и танцовщица из Армении Рима Пипоян. Идея балета родилась у Римы при просмотре картины Тарковского «Андрей Рублёв», а направление для визуального осмысления работы дал интерес хореографа к русской иконописи. Герои балета объединены идеей исследования своей человеческой природы. В метаниях между грехом и добродетелью они пытаются найти путь к совершенству, преодолеть свои страсти в поисках счастья и внутренней свободы.
Второй акт – балет Марселя Нуриева «Йорт». Номинанта театральной премии «Золотая маска» вдохновило телесное исследование архитектурного термина «тенсегрити» – взаимосвязи всех частей целого, где каждая часть несет ответственность за общий результат. Нуриев предлагает таким образом рассмотреть социум, признав невидимые связи между всем существующим во вселенной.
«Икона». Хореограф – Рима Пипоян. Композитор – Сергей Умроян. Художник по костюмам – Ирина Шапошникова. Художники по свету – Татьяна Мишина, Александра-Виктория Чаян. Исполнители: Арина Ахметова, Ангелина Боярко, Алина Костарева/ Элина Кавалерова, Егор Кабанов, Александр Носов, Любовь Савчук, Дамир Смаилов.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я отдам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет в этом никакой пользы». (Фрагмент XIII главы Первого послания апостола Павла к христианам Коринфа, Новый Завет. Звучит в картине «Андрей Рублёв» А. Тарковского).
Герои балета Римы Пипоян объединены идеей исследования своей человеческой природы. В метаниях между грехом и добродетелью они пытаются найти путь к совершенству, преодолеть свои страсти в поисках счастья и внутренней свободы. Танцевальная партитура запечатлевает хронологию этого поиска, образуя живую картину, визуальный отпечаток совместного и индивидуального поиска каждого героя.
Рима Пипоян – хореограф, режиссер, основатель культурно-образовательного фонда «Развитие хореографии» и Rima Pipoyan Dance Company. Одна из первых хореографов, представивших Армению за рубежом: в Италии, Испании, Сербии, Германии, Польше, Бельгии, Португалии.
«Йорт». Хореограф – Марсель Нуриев. Композитор – Сугдэр Лудуп. Художник по костюмам – Юлия Лебедева. Художники по свету – Татьяна Мишина, Александра-Виктория Чаян. Ассистент хореографа – Мария Нуриева. Исполнители: Рената Назметдинова, Егор Пиминов, Ангелина Фёдорова, Игорь Фирсов, Олег Эпов/ Роман Осипов.
Слово «йорт» в переводе с татарского – «дом», происходит от пратюркского корня jurt, наиболее общим значением которого является «народ», «родовая земля». Все явления и объекты в мире взаимодействуют друг с другом. Каждое действие вызывает реакцию, каждое изменение влияет на всю систему. Поэтому равновесие и баланс хрупки и подвержены постоянным изменениям. Однако существует подход к созданию устойчивых структур – «тенсегрити»: термин, подразумевающий взаимосвязь всех частей целого, где каждая несет ответственность за общий результат, был введен ученым и архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером.
В контексте «тенсегрити» можно рассмотреть и свойства человеческого тела, построенного по тому же принципу баланса сжатия и напряжения. И если этот принцип применить не только к человеку, но к социуму в целом, понимая и признавая невидимые связи между всем существующим во вселенной, можно попытаться сохранить равновесие и гармонию в мире.
Для создания музыки к спектаклю композитор Сугдэр Лудуп использовал аутентичные инструменты в сочетании с современным звучанием.
Марсель Нуриев – хореограф, обучался на магистерском курсе Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, участник международных мастер-классов и танцевальных лабораторий, номинант театральной премии «Золотая маска» 2017–2018 гг. как лучший хореограф за постановку спектакля «Зов начала».
Заполненный зал Театра Ермоловой овациями встречал артистов и постановщиков одноактных балетов. XIII сезон фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, наверное, лучшее, что было в Москве с начала года в области балета.
Светлана Юрьева.
Фото пресс-службы фестиваля Context. Diana Vishneva