Об этом в ходе пресс-конференции в НСН заявил глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
По его словам, флота не хватает уже сейчас, а впереди – период отпусков: «О нехватке флота говорят и сами представители авиакомпаний. Безусловно, есть форсмажорные обстоятельства (санкции. – С. И.), которые формируют дефицит флота (выбытие флота и сложности с его обслуживанием). Конечно, избежать всего этого не удастся, но делается все возможное, чтобы все суда, которые отправляются в полет, были безопасными».
Илья Зотов отметил, что в то же время по ряду популярных направлений количество флота, наоборот, увеличилось. Например, в Калининград количество рейсов увеличилось кратно, субсидии для жителей Калининграда в этом году тоже увеличились практически в два раза за счет федеральной поддержки, но при этом есть и такие направления, где частота полетов сокращается. По словам Ильи Зотова, это отчасти происходит из-за использования флота на международных направлениях, которые постепенно начинают открываться и формируют для авиакомпаний основной доход.
Отдельно Илья Зотов остановился на проблеме роста цен на билеты на внутренних направлениях: «Стоит, наверное, озвучить дополнительный мониторинг со стороны ФАС по городам, которые являются особенно популярными, например, Сочи, Минеральные Воды. Там жители жалуются на очень высокие цены в 60–70 тысяч рублей в обе стороны на билет экономкласса. Конечно, подобного допускать нельзя и нужно какой-то баланс удерживать».
Еще один участник пресс-конференции – вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель правления Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрий Горин сообщил, что сейчас фиксируется сокращение внутренних перевозок по сравнению с прошлым годом: «Правда, снижение небольшое, минус 2%. По году оно может составить минус 6%. В то же время идет восстановление и рост международных перевозок. Здесь рост от 7% до 30% (в зависимости от направления. – С. И.). Если говорить о ценах с учетом динамического ценообразования, мы видим, что как минимум на процент инфляции цены становятся выше. (…) Сейчас мы уже вступили в летнюю навигацию, и мы уже видим, что на международных направлениях очень большой спрос по Турции, Египту, Таиланду, ОАЭ. Отмечается существенное увеличение авиаперевозок в Китай, во Вьетнам. В международном сегменте Китай выполняет еще очень важные транзитные функции и дает доступные перевозки в другие страны, например, в Японию, Южную Корею. Иногда складывается парадоксальная ситуация, когда перелет на китайской авиакомпании, например, через Шанхай в Токио стоит столько же, сколько билет в Сочи».
По мнению Дмитрия Горина, для предотвращения роста цен авиакомпании могли бы повысить объем перевозок: «Но отечественные авиакомпании не смогли обновить свой флот. В прошлом году временно прекратили эксплуатацию 58 самолетов из-за вопросов с их обслуживанием, с запчастями. Сейчас рассматриваются и уже решаются инициативы по использованию так называемого «мокрого» лизинга. (Недавно Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс, разрешающие российским авиаперевозчикам брать в аренду самолеты иностранных авиакомпаний вместе с экипажами («мокрый лизинг») для выполнения международных перевозок. – С. И.). Эту схему предполагается использовать для перевозок на Дальний Восток и в Абхазию. Мы надеемся, что в будущем эта практика будет масштабироваться и, может быть, даже появятся каботажные перевозки, которые будут осуществлять иностранные авиакомпании».
Основатель сервиса по обеспечению безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков, принявший участие в обсуждении, согласился с тем, что надвигается очень серьезный кризис перевозных мощностей: «От других стран мира наша ситуация принципиально отличается тем, что у нас возобновление парка, его восполнение фактически отсутствует. Это обусловлено санкциями Запада против российской гражданской авиации. Сейчас мы видим, что при росте спроса предложение не развивается. И такой показатель, как средняя загрузка кресел, который в 2019 году составлял порядка 70%, в прошлом году этот показатель в РФ вырос до 96%. А по некоторым направлениям этот показатель был и еще выше».
По его мнению, этот показатель говорит о том, что уже в прошлом году российские авиаперевозчики уперлись в физический предел перевозных мощностей. Если говорить о стоимости билетов, то, по словам Андрея Патракова, она и дальше будет расти: «Стоимость билетов возрастает именно на внутренних рейсах, при том, что на международных рейсах она либо вообще не меняется, либо снижается, как с перелетами в Токио через Шанхай по цене перелета в Сочи. По моему прогнозу, эта ситуация сохранится. То есть внутри России мы можем ожидать дальнейший рост стоимости билетов. За последние три года он был двузначным, бывали скачки и на 20–40% по отдельным направлениям».
По его прогнозу, и в этом году двузначных цифр роста стоимости нам тоже не избежать.
Сергей Ишков.