«Вдруг вошла черной и стройной тенью в дверь дилижанса. Ночь ринулась вслед»…
Эти строки Марины Цветаевой совершенно неожиданно выплыли из памяти, едва лишь героиня премьерного спектакля «Светит, да не греет» Анна Ренёва (в исполнении Ирины Смирновой) ступила на вахтанговскую сцену. Вот уж действительно, «черной и стройной тенью»…
Постановщик нового вахтанговского спектакля Сергей Тонышев – не только режиссер, но еще и талантливый хореограф, призер чемпионатов Европы и мира по танцевальному спорту. Он сумел приправить классический текст пьесы Александра Островского и Николая Соловьёва изумительным пластическим решением, что не могло не вывести ее на новый визуальный уровень, «расцветив» драматическое действо тысячью новых нюансов, тонко отражающих движение душ персонажей.
О том, что «это будет образный Островский», зрители впервые узнали еще от главного режиссера театра Анатолия Шульева на открытии сезона. Но вряд ли кто-то предполагал, что пьеса окажется решена таким ярким поэтически-пластическим языком.
Тонышев сочинил спектакль о потаенной внутренней жизни людей, об их жажде жить, о чувствах, которые обычно нас накрывают при возвращении в родные места.
«Все мы где-то выросли, влюблялись когда-то впервые, загорались, кричали от счастья, шептали на ухо друг другу страстные признания, все это когда-то было. Когда-то. Можно ли как в портал, как во временную петлю или машину времени окунуться в воспоминания, вернувшись в родные места?» – задается вопросами режиссер.
Изданная в 1881 году пьеса «Светит, да не греет» в каком-то смысле предвосхищает ностальгию чеховского «Вишневого сада». Все ее герои жаждут любви, но каждый из них в это понятие вкладывает свой смысл: кто-то готов ради любимого жертвовать всем, кто-то стремится идти вместе по жизни рука об руку до самой смерти, а кто-то окунается с головой в сумасшедшую страсть, срывающую двери с петель сознания, и называет это любовью. Каждый любит по-своему, и движения душ, казалось бы, близких людей порой не находят ни единой точки соприкосновения.
Главная героиня Анна Владимирована Ренёва возвращается в родное имение в надежде раздобыть необходимые деньги, продав какому-нибудь состоятельному соседу свое «родовое гнездо». В ожидании подходящей сделки она окунается в нахлынувшие воспоминания, связанные с родным местом, в которых было много хорошего. Воспоминания эти давно пылятся в тайниках ее памяти за ненадобностью.
Ренёва вплывает в устоявшийся мир своей усадьбы, «освещая» его великолепием столичной персоны, но совершенно не будучи способной при этом кого-то согреть теплотой или любовью.
В усадьбе и вокруг проживает много интересных людей, жизнь которых идет своим ходом. Среди прочих там живет молоденькая Ольга Василькова (актриса Альбина Абрамова) – дочь бывшего управляющего имением. Она впервые в жизни влюблена, и сосед – молодой помещик Борис Борисович Рабачёв (артист Егор Разливанов) – отвечает ей взаимностью. Свадьба молодых людей предрешена, но безмятежность радостных ожиданий нарушается тем, что избалованная Ренёва не намерена скучать в одиночестве. Ей выпадает случай увидеть нежную сцену между Рабачёвым и Олей и, шутки ради, преодолевая собственную скуку, Анна Владимировна решается увлечь юношу и разбить счастье влюбленных. Ренёва атакует неопытного Рабачёва по всем правилам любовной игры. Молодой человек, никогда не сталкивавшийся ранее с бешеной страстью, которую пробудила в нем светская львица, поддается искушению и совершенно забывает Оленьку.
Постановщик Сергей Тонышев изумительно решает с помощью пластического рисунка безмолвную сцену, в которой Ренёва, словно огромная выползающая змея, медленно спускается по мосту вниз, буквально гипнотизируя своим взглядом влюбленную пару. Не менее эффектно решает режиссер и сцену, где Оля, задыхаясь от ревности и боли, молча наблюдает за любовными играми своего бывшего жениха и Ренёвой на берегу реки – девичье сердце рвется в клочья на наших глазах.
Рядом с Оленькой убивается от ревности еще один персонаж – бывший возлюбленный Ренёвой, дальний сосед Семён Семёнович Залешин. Но здесь история совсем иная: артист Евгений Кравченко делает своего героя человеком, который с удовольствием носит образ классической жертвы, не желая из этого образа вылезать. Он буквально упивается своим страданием. Когда-то Залешин действительно был влюблен в Ренёву, они клялись в верности. Но она уехала, много воды с тех пор утекло, и Семён Семёнович спокойно женился на богатой Авдотье Васильевне (актриса Полина Бондарь). Стремительно толстеющий, «похоронивший» себя в тридцать лет в имении Залешин о Ренёвой все эти годы не вспоминал. Но вот она появляется, и в нем поднимаются былые чувства, которые на самом деле просто маскируют его собственную внутреннюю пустоту.
Оля не выдерживает предательства жениха и топится в реке. Рабачёв, подбоченившись, пытается поначалу переложить ответственность за это скорбное событие на Ренёву. Но холодная Ренёва ответственности брать не желает и насмешливо объясняет, что вовсе не собиралась связывать себя навечно с женихом Оленьки, что все это была лишь шутка с ее стороны. И задает прямой вопрос, почему, собственно, Рабачёв бросил в одночасье столь любимую им женщину ради той, которую знал всего лишь полдня?
Вообще, Сергей Тонышев в своем спектакле ребром ставит очень хорошие вопросы. Островский тем ведь и актуален, что какую бы современную тему мы не капнули поглубже, какой бы вопрос не подняли, ответ на него всегда можно найти в пьесах Александра Николаевича.
Жаль, что в последнее время современные молодые режиссеры осознают это обстоятельство нечасто. А если и осознают, то пытаются ставить Островского с его острейшими темами «в духе ушедшей эпохи», сохраняя, как им кажется, атмосферность, что в итоге создает у зрителя ощущение какого-то гремучего, никому не нужного нафталина. Редко кому удается в современном театре поставить Островского так остро, как это делал, скажем, Марк Захаров в ленкомовском «Мудреце» или Владимир Бейлис в спектакле «Без вины виноватые» в Малом театре с примой вахтанговского театра Лидией Вележевой в главной роли. Новый спектакль Сергея Тонышева в этом смысле преуспел, вахтанговцы сумели рассказать очень современную и жесткую историю чувственным, человеческим и предельно ясным языком.
В спектакле Сергея Тонышева заняты артисты Владимир Логвинов (крестьянин Денис Иванович Дерюгин), Олег Лопухов (чиновник в отставке Худобаев), Александр Павлов (маленькая, но выразительно получившаяся у артиста роль дворового человека Ильича) и Ирина Калистратова (Степанида).
Костюмы для спектакля создали художники Владимир Кравченко и Кирилл Павлов. Фантастические по красоте декорации имения Ренёвой соорудил художник-постановщик Филипп Шейн.
Елена Булова.
Фото предоставлено пресс-службой Театром имени Е. Б. Вахтангова