Машина времени? Нет, трамвай времени!

В столице прошел парад ретро-трамваев, посвященный 126-летию со дня запуска этого вида транспорта в Москве. Праздничный парад впервые стартовал из старейшего депо столицы, где после проезда по маршруту развернулась выставка легендарных вагонов.

В апреле 2025 года нашему любимому столичному трамваю исполнилось 126 лет, а старейшему трамвайному депо им. П. Л Апакова на Шаболовке – 116 лет. Буквально перед праздником депо открылось после длительной реконструкции, став самым современным и инновационным трамвайным депо в городе.

«Это уникальное событие – впервые после реконструкции трамваи снова проедут по маршруту, проходящему через Шаболовку и мимо станций метро «Шаболовская» и «Тульская». Сегодня депо – не просто исторический объект, а современный технологический комплекс. Обновлено все оборудование, появились новые функции – от системы сушки вагонов сразу после мойки до более быстрой выдачи трамваев на маршруты, что позволит сократить интервалы движения. Сложная реконструкция шла без остановки движения других линий. До 2030 года мы планируем полностью обновить все трамвайные депо Москвы. Это серьезная программа модернизации. С 2017 по 2022 год в столицу поступило более 500 новых трамваев, и сейчас в тендере – новые закупки», – отметил директор НИИ «Мостранспроект» Владимир Титов.

Возглавил парад уважаемый старейшина – деревянный электрический вагон серии «Ф», или фонарный. Фонарным он назван из-за необычного остекленного купола на крыше – чтобы света было больше. В дореволюционной Москве это был самый распространенный и популярный городской транспорт. У старичка деревянный кузов, деревянный пол, деревянные оконные рамы и сиденья, он весело поскрипывает, уверенно проезжая маршрут. Вагон хорошо сохранился, поскольку после списания с маршрута его использовали для рабочих нужд и поддерживали в хорошем рабочем состоянии. Таких вагонов в столице осталось три, еще один в 1986 году подарили американскому музею трамваев в Сан-Франциско. Скорость у чудо-техники – не более 15 км в час, но на борту яркая предупреждающая надпись «Заходить и выходить во время движения запрещается». Удивительное ощущение, как будто переместился на 100 лет назад!

Рядом красуется еще один ветеран – прицепной вагон Н (нюрнбергского типа), он перевозил пассажиров до 1940-х годов, затем его переделали в грузовой вагон. Эта серия первоначально производилась в немецком Нюрнберге. Затем выпуск таких вагонов освоили сразу несколько отечественных заводов. Представленный на параде прицепной вагон Н, как и моторный вагон Ф, был построен на вагоностроительном заводе в подмосковных Мытищах. Фонарный и нюрнбергский вагоны были восстановлены в 1993 году.

На выставке представлен интересный поезд из моторного вагона КМ («коломенский моторный») и прицепного вагона КП («коломенский прицепной»). Это были первые четырехосные трамваи, выпущенные в СССР. Поезд из вагонов КМ  славился своей большой вместимостью: в каждом из вагонов могли ехать до 100 человек, из них почти 30 – сидя. Изначально в моторном вагоне КМ не была предусмотрена отдельная кабина: вагоновожатый работал, стоя прямо на передней площадке, среди пассажиров, так было на заре развития трамвайного транспорта. Кондуктор, сидевший возле задней двери, сообщал водителю о готовности к отправлению, дергая за веревку со звонком.

«Коломенский моторный» с бортовым номером 2170 – звезда многих известных художественных фильмов, таких как «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Холодное лето пятьдесят третьего» и других. Посетители в возрасте вспоминают, что в детстве на таком трамвае ездили в школу, в Дом пионеров. Вагоны громыхали и тряслись, но дети радовались поездке, а часто хулиганили, катаясь на подножке. Поезд из вагонов КТМ-1 и КТП-1 в 1999 году передали в Музей пассажирского транспорта Москвы из города Тулы. В 2018 году его восстановили по образцам первых моделей на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе.

Позже на столичные улицы вышел роскошный по тем временам транспорт – трамвайный вагон МТВ-82 произвели на Государственном союзном заводе № 82 Наркомтяжпрома. В нем были автоматические двери, мягкие обогреваемые сиденья и отапливаемая кабина водителя, который теперь управлял трамваем в комфорте и сидя. Обшивка была сделана из авиационного алюминия – материала, которым в избытке располагал завод. В народе эти трамваи ласково называли «коробочками». Участвовавший в параде трамваев вагон МТВ-82 № 1278 построили в 1948 году. Он эксплуатировался в качестве пассажирского сначала в Октябрьском депо, а затем в депо имени Кирова. В 1971 году на заводе СВАРЗ был переоборудован в динамометрический вагон. В 1992 году восстановлен на трамвайно-ремонтном заводе в качестве исторического экспоната. Всего для Москвы произвели более 450 вагонов МТВ-82, которые проработали на линии до 1981 года. Дизайн этих вагонов с подъемными окнами и маленькими окошками овальной формы повторили в дизайне прогулочных теплоходов «Москвич», поэтому последние в народе назвали речными трамвайчиками.

Трамваи РВЗ-6 производили на Рижском вагоностроительном заводе. По сравнению с предыдущими моделями его ход был тихим, он был распространен в 1970-1980-х годах по всей стране наряду с другими трамвайными вагонами отечественного и зарубежного производства. Вагон имеет 37 мест для сидения и может развивать скорость до 64 километров в час. В 1966 году все московские вагоны РВЗ-6 передали Ташкенту, который только начал восстанавливаться после сильного землетрясения. Образец из ретроколлекции чудом сохранился в подмосковной Коломне, где сначала работал на маршруте с пассажирами, а потом стал учебным вагоном. В 1999 году его передали в Москву и отреставрировали.

С появлением модели «Татра Т2» в столице началась «чехословацкая эра». Эти вагоны впервые вышли на маршрут в 1959 году и сразу покорили москвичей плавностью хода, современным дизайном и теплым салоном. Трамвай «Татра Т2» стал первой импортной моделью, представленной в столице после войны, и самым передовым для своего времени. Впервые такие вагоны вышли на маршрут № 14 «Калужская площадь» – «Метро «Университет», путь которого почти не изменился за 60 лет. Проезд на «Татре» был не только комфортным, но и быстрым: транспортное средство развивало скорость до 60 километров в час и было оборудовано 38 местами для сидения. Старшее поколение с удовольствием рассматривает устройство для выдачи билетов, вспоминая детство: сюда монетки опускаем, тут колесико крутим, билетик выползет и его отрываешь! Юные пассажиры не совсем понимают систему и выдают массу вопросов: что такое пятачок, как билет самим можно выкрутить, а кто проверяет, бросил ли монетку, а как оплатить смартфоном или банковской картой? Представленный на параде вагон «Татра Т2» № 378 работал в трамвайном депо имени П. Л. Апакова. После списания в 1975 году его длительное время использовали как склад. Вагон восстановили в 1999 году к 100-летию московского трамвая на Трамвайно-ремонтном заводе.

Трамвайный вагон «Татра Т3» в разных модификациях эксплуатировали в Москве в 1963–2021 годах.  Именно он стал символом московского трамвая, всего таких в столице было более двух тысяч. Во времена покорения космоса, в 1960-е годы, такой трамвай называли космическим. Вагоны отличались бесшумностью и комфортом, а также надежностью и прочностью кузова, что при своевременном ремонте свободно позволяло им работать более 50 лет. Посетители выставки увидели и трамвайный вагон «Татра Т7Б5». Такие вагоны специально спроектировали для Москвы, однако из-за прекращения существования СССР массового заказа на них так и не последовало. Всего было выпущено восемь таких транспортных средств, шесть из которых оказались в Москве. Вагоны Т7Б5 проработали на столичных маршрутах до 2010 года. Экспонат ретровыставки вагон Т7Б5 № 7005 в 2009 году был выведен из пассажирской эксплуатации и передан в коллекцию исторических трамваев.

Представленный на параде трамваев вагон 71-608КМ № 1001 является самым первым в своей серии. Он работал в трамвайном депо имени П. Л. Апакова с 1994 по 2015 год, а затем его передали в коллекцию исторических трамвайных вагонов. В 2020 году он был восстановлен на Трамвайно-ремонтном заводе.

Трамвайный вагон 71-135 (ЛМ-2000) эксплуатировали в Москве с 2002-го по 2014 год. Его изготовили на Петербургском трамвайно-механическом заводе по заказу Москвы для эксплуатации в старых городских депо, где была проблема с габаритами. Его построили в единственном экземпляре, дальнейшего развития эта необычная серия не получила. ЛМ-2000 был первым в Москве трамваем, оснащенным асинхронными тяговыми электродвигателями. За характерную внешность он получил название «Циклоп».

Трехсекционный трамвайный вагон КТ3R работал в Москве в 2008-2021 годах. Его изготовили на Трамвайно-ремонтном заводе ГУП «Мосгортранс». За свою длину и многосекционность трамвай получил название «Кобра». Это уникальный и единственный в нашей стране экземпляр – несмотря на имевшиеся планы, серийное производство этих вагонов в России налажено не было.

Помимо старых модификаций на выставке в депо были и современные составы, например, оранжево-синий низкопольный трамвай Усть-Катавского вагоностроительного завода или привычные трамваи «Витязь-Москва», который москвичи считают самым удобным и красивым.

Особой популярностью пользовались фотозоны, а также выступления хора Московского метрополитена, единственного профессионального хора в системе подземного транспорта страны, и других музыкальных коллективов.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Добавить комментарий