С 2022 по 2025 год стоимость автозапчастей увеличилась на 33,4%, а фактическое увеличение выплат страховщиков составило 26%.
Об этом в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» сообщил ведущий научный сотрудник Института финансовых исследований финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Языков, рассказывая о результатах опроса, в котором участвовали страховщики, станции техобслуживания и автовладельцы.
По его словам, большой рывок по росту объемов выплат наблюдался в 2022 году, и самый большой – в 2024 году: «Средняя выплата подросла на 32% по отношению к 2022 году и достигла почти 100 тысяч рублей. (…) При этом мы наблюдаем снижение частоты страховых событий».
В ходе проведенного опроса 33% граждан заявили, что выплат по ОСАГО им на ремонт не хватило и пришлось доплачивать самим, 41% – выплат хватило, а 26% сказали, что не в курсе, так как ремонт делал страховщик.
«За последние три года средняя стоимость полиса выросла на 13%, а выплаты выросли на 26%. При этом только 14% граждан в ходе опроса отметили рост стоимости полиса ОСАГО, 12% заявили, что для них стоимость полиса стала меньше, 53% сказали, что не изменилась, 21% заявили, что не обратили на это внимание, так как это для них было нечувствительно», – сообщил Андрей Языков.
По его словам, чтобы понять, как все это коррелирует с цифрой убытков, следует иметь в виду, что за год только каждый 20-й застрахованный попадает в ДТП.
Страховщикам в ходе опроса задавался вопрос о достаточности страхового тарифа.
«В 2022 году появился перестраховочный пул, куда страховщики вправе отправить автолюбителя, если они считают, что он несет повышенный риск. Когда этот инструмент заработал, доля нетарифицированного сегмента оценивалась примерно в 11%. По итогам 2024 года она снизилась до 9,2%, что тоже позитивно. Но, по мнению страховщиков, эта цифра должна приближаться к 2%. Нетарифицированными страховщики традиционно считают молодых водителей без опыта вождения, такси, каршеринг, большегрузные автомобили, и очень болезненный сегмент – это автомобили, работающие в сфере доставки в крупных городах», – пояснил Андрей Языков.
По его словам, в условиях дефицита запчастей многие представители станций техобслуживания говорят, что использование в ходе ремонта б/у запчастей стало приемлемым и возможным: «Доля эта подрастает, потому что обеспеченность качественными запчастями все-таки остается недостаточной. Но при этом уже у всех сложился четкий сегмент, который они могут использовать как восстановленные запчасти – это все, что связано с кузовным ремонтом, все, что не связано с безопасностью дорожного движения (стекла, фары, кузовной ремонт). Интересно, что количество станций техобслуживания, говорящих, что использование бэушных запчастей неприемлемо, снизилось до 7,4%».
По данным исследования, лишь 6,8% станций техобслуживания способны выполнить ремонт по ОСАГО в установленные законом сроки.
«Это примерно коррелирует с той цифрой, когда страховщики оказывают услугу по ремонту в натуральной форме по ОСАГО. В остальных случаях граждане предпочитают взять деньги, и это остается некоей косвенной статьей доходов, так как они, забрав деньги, делают последующий ремонт гораздо дешевле», – отметил Андрей Языков.
Как отметили представители станций техобслуживания, обеспеченность запчастями в последнее время улучшилась, хотя при этом количество марок, по которым есть проблемы, увеличилось. По мнению Андрея Языкова, отчасти это связано с увеличением доли китайских автомобилей.
Еще один участник пресс-конференции, заведующий кафедрой страхования и экономики социальной сферы финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ, профессор Александр Цыганов указал на то, что многие люди, получив на руки страховую выплату, не ремонтируют свой автотранспорт: «Это некий параметр, который говорит о том, что у людей есть своеобразное мнение о том, как они полученной выплатой будут распоряжаться. Сразу сейчас ремонт делают 42%, делают ремонт позже – 21%, не ремонтируют и не собираются – 37%».
По его словам, потребителям в ходе опроса задавался вопрос о достаточности страхового покрытия. Сейчас максимальное страховое покрытие по ОСАГО составляет 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество, и 500 тысяч рублей, если участники аварии получили травмы. Большинство – 68% – считает, что нужно расширить страховое покрытие, хотя при этом они понимают, что может случиться рост тарифов. Негативное отношение к тем, кто ездит без полиса, высказали 66% респондентов, а таковых, по данным страховых компаний, сейчас на дорогах около 10%.
Сергей Ишков.
Фото Сергея Киселева / агентство «Москва»