Покорение высочайшей вершины мира

В мае 1982 года советские альпинисты Владимир Балыбердин и Эдуард Мысловский достигли вершины Эвереста. Они стали первыми в СССР покорителями высочайшей вершины мира.

Экспедиции предшествовала длительная подготовка. Восхождение на Эверест – высочайшую вершину земного шара высотой 8848 метров, находящуюся в Гималаях, – посвятили 60-летию образования Советского Союза.

До этого советские альпинисты не совершали восхождений на вершины выше 7600 метров. Тем не менее, на Эверест они отправились по технически сложному, никем не использованному маршруту по ранее считавшемуся непроходимым юго-западному склону.

В переводе с тибетского название горы означает «мать богов Земли». Непальское название Эвереста (Джомолунгмы) – Сагарматха, что означает «небесная вершина». Эверестом гора была названа в честь начальника английской топографической экспедиции Джорджа Эвереста, впервые сделавшего топографическое описание Гималаев.

Все вопросы, связанные с организацией экспедиции на Эверест, решал созданный за два года до нее Эверестский оргкомитет во главе с заместителем председателя Спорткомитета СССР Анатолием Колесовым.

К «небесной вершине» были отправлены 25 человек. Экспедиция, в которую вошли лучшие советские спортсмены, была названа «Гималайской». Альпинисты из Алма-Аты Юрий Голодов, Казбек Валиев, Валерий Хрищатый и Сергей Чепчев снискали славу асов высотных восхождений. Сергей Бершов из Харькова, Михаил Туркевич из Донецка и Вячеслав Онищенко из Москвы были известны как выдающиеся скалолазы, неоднократно демонстрировавшие виртуозную технику преодоления сложного скального рельефа. Среди представителей ленинградской школы альпинизма, традиционно считавшейся сильнейшей в Советском Союзе, были Владимир Балыбердин и Владимир Шопин. В число столичных альпинистов входил и будущий напарник Балыбердина – Эдуард Мысловский. Капитаном экспедиции был назначен альпинист, покоривший все советские семитысячники, заслуженный мастер спорта и обладатель знака «Снежный барс» Валентин Иванов.

21 марта 1982 года немного ниже ледопада Кхумбу на высоте 5340 метров был открыт базовый лагерь первой советской экспедиции на Эверест, в котором разместились участники восхождения. Через три дня на высоте 6100 метров установили палатки промежуточного лагеря, в котором при необходимости можно было переждать непогоду или оставить часть груза.

25 марта у подножия стены на высоте 6500 метров был разбит лагерь №1. 28 марта Сергей Бершов положил начало прохождению нового пути на Эверест, забив первый крюк в скалы.

1 апреля на высоте 7350 метров группа Эдуарда Мысловского разбила лагерь №2. Через неделю в базовый лагерь сообщили о том, что альпинист Вячеслав Онищенко заболел горной болезнью в опасной форме. Теряя сознание, постоянно дыша кислородом, в сопровождении товарищей он на пределе сил спустился в базовый лагерь. Медики установили: состояние спортсмена очень тяжелое, диагноз – горная болезнь с нарушением периферического и мозгового кровообращения. Жизнь Вячеслава спасли, но группу ему пришлось покинуть.

10 апреля Владимир Балыбердин и Эдуард Мысловский поднялись на высоту 7800 метров и разбили там лагерь №3. Они же первыми на следующий день поднялись выше 8000 метров.

Между тем группа Мысловского уменьшилась вдвое: у альпиниста Николая Черного начался сильный кашель, пропал голос, а Владимир Шопин, почувствовав резкую боль под ребрами, дальше идти не мог. Оба вернулись в базовый лагерь.

Начиная с 16 апреля группа Валентина Иванова должна была прокладывать дальнейший маршрут на наиболее сложном участке – через отвесные скалы на высоте более 8000 метров. Ключевой отрезок контрфорса (так называется крутое скальное ребро, начинающееся от гребня и идущее вниз к подножию массива) должны были обрабатывать лучшие скалолазы экспедиции Сергей Бершов и Михаил Туркевич. Им удалось подняться на высоту 8200 метров до так называемого «цирка» – расширения верховьев горной долины между крутыми склонами хребтов. Группа Алексея Москальцова и Юрия Голодова на высоте 8250 метров оборудовала лагерь №4 и переночевала в нем. Наутро Голодов стал поднимать оставленный несколькими метрами ниже рюкзак, но подвела перильная веревка, и он сорвался вниз, пролетел несколько метров и завис на предыдущем крюке. Тяжелый рюкзак мешал самостоятельно выбраться, однако с помощью Алексея Москальцова Юрию удалось добраться до палатки.

Отдыхать было некогда, несмотря на то, что альпинисты очень сильно устали, – погода становилась все хуже и хуже. Эдуард Мысловский и Владимир Балыбердин вызвались обработать дальнейший маршрут и оборудовать лагерь №5. Шерпы (народность, живущая в Восточном Непале в районе Джомолунгмы), которые помогали альпинистам, при постоянных снегопадах и сильном ветре работать отказались. Только один из них – Наванг – согласился идти дальше.

Эдуард Мысловский

27 апреля Мысловский и Балыбердин вышли из базового лагеря, к вечеру достигнув лагеря №1, а в течение следующих двух дней добрались до лагеря №3. 30 апреля пара советских спортсменов вместе с Навангом отправилась в лагерь №4, однако на высоте около 8000 метров шерп остановился и сказал, что у него болят глаза. Надев очки, переданные ему Мысловским, он прошел еще несколько метров, но затем снова остановился и, извинившись перед спортсменами, заявил, что дальше не пойдет и стал спускаться вниз.

Эдуард Мысловский забрал у Наванга кислородные баллоны, веревки, крючья и другие грузы, но, чтобы успеть засветло до лагеря, оставил очень тяжелый рюкзак на маршруте, рассчитывая спуститься за ним утром.

Владимир Балыбердин в Гималаях

1 мая Мысловский и Балыбердин разделились: Владимир начал обработку маршрута выше лагеря №4, а Эдуард отправился вниз за оставленным рюкзаком. Не дойдя до лагеря, Мысловский сорвался, рюкзак полетел в пропасть… Альпинист сумел выбраться, добрался до лагеря, получив обморожение рук.

2 мая Мысловский и Балыбердин занимались обработкой маршрута до высоты 8500 метров, где 3 мая к вечеру установили палатку. Несмотря на усталость и отсутствие кислорода (кислородные баллоны были в упавшем в пропасть рюкзаке), альпинисты не отказались от идеи штурмовать вершину Эвереста.

4 мая Эдуард с Владимиром в 6.15 вышли из палатки. Первым шел Балыбердин, за ним, на другом конце двадцатиметровой веревки, – Мысловский. В 6.30 утра из базового лагеря вышли на гору Алексей Москальцов и Юрий Голодов. В 8.00 из лагеря №4 на высоту 8500 метров отправилась группа Иванова, в том числе обеспечивавшая радиосвязь между базовым лагерем и двойкой Мысловского.

В половине девятого утра на связь с базовым лагерем вышел Голодов, сообщивший, что Москальцов упал в расщелину, повредив ногу. Он сорвался с высоты 15 метров, для его эвакуации на гору отправились несколько человек.

4 мая в 14.35 после более чем восьми часов тяжелого пути Владимир Балыбердин вызвал по рации базовый лагерь.

«Во все стороны пути только вниз!» – сообщил он. Это означало, что Владимир – на вершине Эвереста. Через 10 минут к нему присоединился обессилевший Эдуард Мысловский. Вместе они сделали несколько фотоснимков и кинокадров. «Вершина мира» была покорена!

В качестве сувениров альпинисты набрали на вершине несколько килограммов камней и в 15.15 начали спуск.

Сергей Бершов и Михаил Туркевич 4–5 мая совершили первое в истории ночное восхождение на восьмитысячник. 5 мая на Эверест взошли Валентин Иванов и Сергей Ефимов. В ночь с 8 на 9 мая после пятнадцати часов восхождения из штурмового лагеря при ветре скоростью 40 м/с взошли на вершину Казбек Валиев и Валерий Хрищатый. И, наконец, 9 мая на Эверест взошли Валерий Хомутов, Владимир Пучков и Юрий Голодов. Так одиннадцати советским альпинистам из 25 удалось дойти до вершины Эвереста.

Погода испортилась настолько, что из Москвы был получен приказ во избежание ненужного риска прекратить дальнейшие восхождения. Любая трагедия перечеркнула бы победу советских спортсменов над горой. Часть альпинистов лишилась шанса оказаться на вершине Эвереста.

Всем участникам первой советской гималайской экспедиции были присвоены звания заслуженных мастеров спорта. Балыбердин и Мысловский были награждены орденами Ленина.

Сергей Ишков.

Фото ru.wikipedia.org

Добавить комментарий