Разрыв между желаемым в российских семьях количеством детей и реально ожидаемым увеличивается. Об этом в ходе пресс-конференции в ТАСС сообщил генеральный директор ВЦИОМ, декан Финансового университета при правительстве РФ Валерий Фёдоров.
По его словам, это очень тревожный маркер: «Идеал никогда не совпадает с реальностью, но мы должны констатировать, что у нас этот разрыв растет (разрыв между желаемым количеством детей и тем количеством, которое они реально ожидают). Количество желаемых детей у нас растет, а реально ожидаемых – нет. Расхождение между желаемым и реально ожидаемым количеством таково: если в 2005 году ожидаемое количество детей составляло 1,9, а желаемое – 2,4, то в 2025-м – 2,4, а желаемое усилилось еще сильнее (до 3,2). То есть разрыв между желаемым количеством детей увеличился с 0,5 до 0,8. Это достаточно опасный маркер. Он говорит о том, что барьеры на пути реализации репродуктивных планов не исчезают, а даже усиливаются».
Как отметил Валерий Фёдоров, в России семья является ценностью №1 уже третье десятилетие: по данным ВЦИОМ, 54% россиян в возрасте от 18 до 24 лет в своей шкале ценностей поставили крепкую семью на первое место; на втором – дружба, за нее проголосовали 49%, на третьем месте – достоинство, права и свободы человека (41%). Для возрастной группы от 25 до 34 лет шкала основных ценностей выглядит следующим образом: 72% – крепкая семья, 44% – дружба, 41% – самореализация. Для россиян в возрасте от 35 до 44 лет: 72% – крепкая семья, 36% – дружба, 34% – гордость за страну. Для старшего поколения (60+): 60% – крепкая семья, 44% – гордость за страну, 40% – единство народов России.
При этом фокус на семье, по его словам, в последнее время даже усиливается, но изменяется и не в лучшую сторону само содержание этого понятия: «Это не просто государственная политика, не просто повестка, которую проводят СМИ, это находит отражение и в массовом сознании. То есть если некоторые ценности блекнут, то ценность семьи «вечно зеленая», и это касается не только старших поколений, но и молодых. Но содержание, которое вкладывается в это понятие, сильно меняется. Тут поколенческие разрывы становятся наиболее очевидными. Если для старшего поколения семья это обязательно дети, то для молодого поколения – нет. Это уже необязательно дети, а если они все-таки появляются, то вопрос – в их количестве. Установка на многодетность является важной скорее для среднего и старшего поколения, а для молодого поколения это не так. (…) Само понятие о браке как о необходимом элементе семейной жизни постепенно размывается. Это началось не вчера, но чем дальше, тем чаще мы фиксируем, что у наших людей, возводящих семью в культ, к браку отношение становится все более прагматичное. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что сам брак становится все менее устойчивым, гораздо менее прочным. В 2024 году на 10 браков приходилось 8 разводов. Это очень высокие цифры, и тут Россия находится в числе мировых антилидеров. Многопоколенческая семья, очевидно, уже разрушена. Есть и другие пугающие аспекты. Например, ценность отцовства у нас уже несколько поколений деградирует».
По его словам, не менее важную роль играет и медицинский аспект: «Наша прогрессирующая урбанизация в том виде, в каком она существует, приводит к снижению рождаемости и в чисто медицинском аспекте. В мире, по статистике, 17,5% пар сталкиваются с проблемой бесплодия. В России цифры тоже очень значительные: у 16% пар могут быть некоторые осложнения, а 8,4% имеют серьезные патологии. В связи с чем, согласно опросам, 25% россиян ожидают в ближайшие 10 лет роста популярности репродуктивных технологий».
Как констатировал Валерий Фёдоров, пока молодежь ориентируется на малодетную семью. По его словам, это реальность, которую невозможно игнорировать, с ней надо работать.
Сергей Ишков.