Три критерия полезности государству – зарплата, трудоустройство и средний балл ЕГЭ поступивших в вуз. Государственная Дума приняла несколько резонансных законов по образованию, организации выборов с нарезкой округов, о структуре академии наук, по племенному делу и органической продукции, пестицидах и так далее. Продолжается борьба с нелегальной миграцией.

Неспокойное заседание на Охотном Ряду пошло во вторник, 20 мая, когда отмечается Всемирный день пчел. Фракция КПРФ провела круглый стол «Правоприменение Федерального закона «О пчеловодстве в Российской Федерации. Агроэкологический аспект». Мероприятию в Думе предшествовала международная встреча.
То, что я услышал, сознание воспринимать отказывается. Слишком противоречиво. Зарегулированность сочетается с отсутствием контроля и надзора. Кстати, по золоту то же самое, судя по спорам в комитете по экологии. От добычи россыпного золота остается лунный пейзаж.
Одни жалуются на двойное карантирование. Другие говорят о завозе непонятно каких пчел с болезнями без цели их разводить. Мёд сняли и пчёл выбросили.
Пчеловоды угрожают пчеломорам законом об ответственном обращении с животными. В Белоруссии научились маркировать пчел индивидуальной меткой на лапке. Общая проблема в России и за рубежом состоит в намеренных вредительских обработках ядохимикатами первого класса опасности. Россельхознадзор утверждает, что сведения о планируемых обработках размещены в ГИС «Сатурн» в открытом доступе.
Однако ядохимикаты льют как попало и куда попало. Вред природе большой, и сам человек страдает. Смысла в этой деятельности не видно, кроме прямого вредительства.
Пчела существует 125 млн лет, и вот она вымирает.
Динозавры вымерли 65 млн лет назад.
Совершенно нет разницы, что обсуждать. Переключаешь трансляцию думских посиделок и диву даешься универсально замыленной банальности.
Не знаю, может, это даже и хорошо, мы обсуждаем проблемы так, будто никакой войны нет, хотя она теперь повсеместно. У нас нет никакой мобилизации экономики, науки, образования. Мы твердо стоим на позициях слабого государства – аутсорсинг и коммерциализация, разгосударствление, бессмысленная специализация и шизофреническая детализация образования, рыночная экономика в эпоху безумной монополизации с картелизацией, нелегальный поток отравы и для пчел, и для людей из Китая, десятки километров браконьерских сетей.
Если не получается просто навредить, надо постоянно что-то бессмысленно менять, чтобы полностью исключить комфорт, покой и волю.
Единственный депутат в палате, кто умеет читать бюджет, Оксана Дмитриева вынесла вердикт фактически всей внутренней политике.
«Что такое охлаждение экономики, о котором сейчас все говорят? В чем оно заключается и зачем нужно?
«Охлаждение» экономики в контексте сегодняшней ситуации в экономике России не нужно и крайне вредно. Во-первых, темп роста 4–4,5% – это не «перегрев» даже по цифрам, тем более это частично восстановительный рост после падения в 2022 году.
Во-вторых, это темп, который имел место в условиях достаточно жесткой денежно-кредитной политики и кредитной экспансии не было, точно так же как отсутствовала бюджетная эмиссия. Эмиссионного покрытия дефицита бюджета не было, если не считать формального задействования Фонда национального благосостояния, которое компенсировалось его пополнением.
Чем плох «перегрев» экономики?
«Перегрев» экономики может наступить при активном использовании инструментов антициклического регулирования: дешевый кредит, финансирование экономики за счет бюджетного дефицита.
Эти меры в России не применялись, экономический рост был вызван расширением спроса как государственного, так и домашних хозяйств. Реакция на рост военно-промышленного комплекса и реальных зарплат. «Охлаждение» такого роста не требуется.
Примеров других стран привести нельзя, поскольку никто такой политики в подобных условиях не проводил. Опасность такой политики заключается в подавлении экономического роста без всякого влияния на инфляцию. Следствие, даже не стагфляция, а хуже: искусственное подавление роста при сохранении инфляции.
Попытки удержать экономику от того, чтобы она не скатилась в ступор, приводят к росту расходов бюджета на компенсацию процентных ставок (социальная ипотека, помощь сельскому хозяйству), что увеличивает дефицит бюджета.
Дефицит бюджета, в свою очередь, перекрывается заимствованиями, что сохраняет спрос на долговом рынке и увеличивает расходы на обслуживания долга, что также увеличивает и дефицит бюджета, и инфляцию. Получается замкнутый круг», – написала Оксана Дмитриева на своей странице ВК.
Что это, как не тотальное вредительство?
Экспортеры, вопреки обыкновению, стремятся избавиться от валютной выручки, она в основном из токсичных юаней. Долларами давно пугают в зависимости от ветхости и цвета. Соответственно, укрепляется рубль, снижая выручку от экспорта.
Я горячо приветствую свирепую риторику председателя Думы Вячеслава Володина в адрес профессиональных юристов-экономистов. Что они молотят в публичном пространстве о космосе или картошке, не понимает даже ведущий эфира. Хотя он точно учил предмет, готовился.
Зато люди с физическим образованием разматывают картину мира, как Тузик грелку.
Кажется, все понятно. Но что делает Минобрнауки? Оно второй год пытается закрыть журналистское образование. Депутатам не говорите, они не знают и пусть спят спокойно после трудов праведных, аки пчелки-трудоголички. И без журналистики тревожно.
Принят один из наиболее резонансных законов последних дней по регулированию платного образования под названием «О внесении изменений в статьи 101 и 104 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В ответ на настойчивые расспросы настырных депутатов министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил три критерия отбора нужного стране.
«Предельный объем платных мест в целом по стране, предлагается, чтобы его определяла комиссия по научно-техническому… технологическому развитию при правительстве Российской Федерации, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Николаевич Чернышенко, курирующий образование в целом, соответственно, предложения будут вырабатываться тремя ведомствами – Минтрудом, Минэкономики и Министерством науки и высшего образования по каждой специальности, направлению отдельно.
Дальше, после того, когда решение комиссии будет принято по научно-технологическому развитию в целях распределения предельного объема платных мест, министерство устанавливает критерии и через межведомственный совет распределяет количество мест между университетами. Критерии мы предлагаем взять довольно-таки простые.
Первый, самый главный критерий – это качество приема в университеты, количество… средний балл ЕГЭ тех, кто поступил, и количество олимпиадников.
Второй критерий, который надо учитывать, – это обязательно трудоустройство тех, кого подготовил соответствующий вуз.
И третий критерий, дополнительный – это размер заработной платы.
В совокупности три основных этих критерия, мы уже анализ соответствующий провели, позволяют нам сделать соответствующие расчеты и установить предельный размер платных мест для отдельно взятого университета с учетом ситуации в субъекте и в стране в целом».
Конец цитаты.
Отсюда понятно, что министр ни при чем и к качеству образования критерии отношение имеют нитевидное, подобно пульсу в реанимации.
ЕГЭ устроен так, что этот бег в мешках сквозь строй учит не бояться никакого трудоустройства по принципу «хами или умри». Он тренирует одно качество – жизнестойкость в экстремальных условиях. Со знаниями проблематично из-за неадекватного наполнения. Очень надо было испортить.
По принципу борьбы с инвазивными собаками продолжается разработка законов против законопослушных для имитации контроля асоциальных личностей, фактически инвазивных людей.
Приняли закон о внедрении в Москве и Московской области эксперимента о дополнительных механизмах контроля и учета мигрантов.
Как написал в своем телеграм-канале председатель ГД Вячеслав Володин, предложенной депутатами поправкой для иностранных граждан вводится обязательная регистрация по месту нахождения. Предусмотрена дактилоскопия, биометрическое фотографирование, мониторинг геолокации абонентских устройств.
«В случае изменения мигрантами места фактического нахождения, они будут обязаны проинформировать об этом МВД в течение трех рабочих дней. Эти меры не коснутся только дипломатов и граждан Беларуси», – предупредил председатель ГД.
«Принятый механизм позволит, используя современные технологии, усилить контроль в миграционной сфере, а также будет способствовать снижению количества правонарушений и преступлений в этой части. В случае если эксперимент покажет свою успешность, его можно будет распространить и на другие регионы», – подчеркнул Вячеслав Володин.
Лучше, конечно, делать так, чем никак. Но проблема-то уже не в миграции и даже не в простой преступности, проблема в терроризме. А это совсем другой коленкор, но никак не повод погрозить пальчиком из какого-то реестра.
Споры вызвал законопроект об академии наук. Ну, казалось бы, что еще можно с ней сделать.
Принятый в первом чтении правительственный законопроект называется «О внесении изменений в Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предусматривается возможность включения в структуру Российской академии наук организаций, к основным видам деятельности которых относится обеспечение централизованной (национальной) подписки на научные издания и базы данных (в том числе зарубежные) и редакционно-издательская и полиграфическая деятельность. Перечень таких организаций будет утверждаться правительством РФ, включаемых в него на основании решения президента РФ.
Предусматривается исключение ряда положений в части региональных научных центров РАН, в том числе полномочий правительства на установление порядка создания таких центров.
В академию включается издательство «Наука». Точнее, его гуманитарный огрызок, поскольку естественнонаучная редакция уничтожена. На мой взгляд, сие есть столь похоже на привилегии юристов-экономистов в образовании. Чувствуется рука мастера папы Карло, строгает из нас добродушных Буратин. Азбуку продал и денежку закопал.
Пугает навязчивая идея превратить огромную страну в шагреневую кожу с концентрацией ресурсов в Москве. В данном случае интеллектуально-академических ресурсов, если в академии что-то осталось после реформ и манипуляций на выборах.
Представил законопроект Думе замминистра науки и высшего образования Денис Секиринский. Он привел конкретные цифры.
«Создание молодежных лабораторий – один из инструментов, который успешно реализуется в последние годы, в Москве было создано 23%, все остальные лаборатории создаются в регионах. «Приоритет 2030» – программа поддержки университетов, в Москве – 20%, 80% – все остальные регионы. «Передовые инженерные школы», Москва – около 22%, все остальные это регионы. Это не в полной мере соответствует действительному фактическому распределению исследователей по нашей стране, в Москве и Санкт-Петербурге, это объективная реальность. Исследователей существенно больше, чем во многих других регионах, вместе с тем эти региональные пропорции мы стараемся балансировать и в пользу регионов», – сообщил замминистра.
Отвечая на упреки о Сибирском отделении и новосибирском Академгородке, Секиринский рассказал: «Академгородок, и институты, которые входят в его структуру, они имеют отношение к Сибирскому отделению Российской академии наук, которое сохраняется абсолютно в полном объеме, точно так же, как Уральское, точно так же, как Санкт-Петербургское и Дальневосточное.
То же самое касается, ну, например, Федерального государственного бюджетного учреждения науки Вологодский научный центр, Владикавказский научный центр, Кабардино-Балкарский научный центр, Казанский научный центр Российской академии наук, Карельский научный центр, Кольский научный центр, Пущинский научный центр, Саратовский научный центр, Троицкий научный центр, Уфимский научный центр».
Послушав это все, мудрый Анатолий Вассерман веско поведал: «Лично мне уже изрядно надоела практика замешивать в одном законе вещи абсолютно необходимые с вещами столь же абсолютно вредными. Поскольку сейчас речь идет о науке, начну с научного факта, не раз обыгранного в моих статьях. Число возможных взаимодействий между какими-нибудь объектами пропорционально квадрату числа самих объектов.
Это значит, что чем больше объектов собраны в таких условиях, когда могут взаимодействовать, тем больше у них шансов нащупать выгодное взаимодействие. А в обществе это приводит к тому, что даже случайно возникшая группировка начинает стремительно разрастаться, привлекает к себе все новых желающих поискать эти возможности, и если пустить дело на самотек, то довольно скоро осуществляется нечто вроде лозунга, провозглашенного уж не помню кем именно из команды Егора Тимуровича, в идеале в России постоянно жить должны все в Москве, а в других местах работать вахтовым методом.
Противостоять этому можно только одним способом – создавать и искусственно поддерживать, по крайней мере, на первых порах, дополнительные центры концентрации, в том числе и региональные научные центры, надо все время создавать новые, в противном случае Москва высосет все мозги из всей страны, причем произойдет это совершенно естественным, закономерным путем. Поэтому лично я не могу поддерживать никакой закон, создающий хоть малейшее препятствие к созданию новых научных центров, новых производственных центров и поддержки их, и другим не советую поддерживать такой закон.
Я уже не говорю о том, что если правительство вносит проект закона, предусматривающий ограничение прав правительства, это вызывает подозрение на какую-то непонятную интригу, а голосовать за непонятное тем более не хочется».
Конец цитаты и академии, как мне кажется.
Лев Московкин.
Фото Ольги Давыдовой