Газета «Московская правда» и портал «Мой Дом Москва» при поддержке Комплекса городского хозяйства Москвы, продолжая проект «В лучших традициях», объявили в начале 2025 года Всероссийский конкурс «Судьбы детей войны» к 80-летию Великой Победы.
В редакцию приходят сотни писем с подлинными историями о судьбах детей войны, в которых отражается весь трагизм того времени.
Сегодня гость студии радио «Московская правда» – профессор, руководитель Молодежного театра Вячеслав Спесивцев, который стал председателем конкурса «Судьбы детей войны». Его отец, простой кузнец, в годы Великой Отечественной войны работал на поезде, восстанавливал железнодорожное полотно после вражеских бомбежек. Как многие люди того времени, рискуя жизнью, героем себя не считал…
О значении конкурса «Судьбы детей войны» в воспитании молодого поколения с ним беседует главный редактор газеты «Московская правда» Шод Муладжанов.
Шод Муладжанов: Вячеслав, мы с тобой знакомы много лет, и я понимаю, почему ты согласился участвовать в работе жюри конкурса «Судьбы детей войны». В год 80-летия Победы наша газета собирает документальные истории о тех, кто родился и жил во время войны. Нам интересно, что было с этими детьми, как сложились их судьбы в мирное время. Самые яркие документальные рассказы будут опубликованы в «Московской правде» в ближайшее время.
Я знаю, что ты родился в 1943 году. Тема тебе по-настоящему близка, и в Московском молодежном театре, которым ты руководишь, она звучала и звучит. Насколько сложно браться за военную тему?
Вячеслав Спесивцев: Я тоже об этом задумывался: возможно ли это передать сегодня? Оказалось, возможно. Спектакль «Сын полка», который поставил мой сын, идет с аншлагом. Почему сын, а не я? Да потому что он смотрит на войну с позиции сегодняшнего дня… Изменились мы, изменились и сами герои, которые играют на сцене. Это нужно понимать. Видимо, поэтому у спектакля такой успех.
Я приглашаю всех на нашу премьеру. Приходите, а может, заодно и поучаствуете в спектакле, потому что мы приглашаем молодежь заниматься в нашей театральной студии.
Ш. М.: Молодежный театр Спесивцева знаменит тем, что, помимо того, что ты сам замечательный актер и режиссер, ты еще и преподаватель. Постоянно откапываешь и воспитываешь очень интересных актеров, и многие современные звезды театра и кино называют тебя своим учителем. Насколько сложно в современном мире привлекать в театр молодежь? Ведь многие называют новое поколение сложным, а кто-то – вообще пропащим. Как удается в этой ситуации создавать молодежный театр? Откуда эти ребята?
В. С.: Меня смущают слова «откапывать» и «воспитывать». Я больше за второе – воспитывать. Находить таланты сложно, но воспитывать намного сложнее.
Ш. М.: Я много раз был в твоем театре, видел, сколько ребят занимаются. Как сложно найти те золотые зерна, из которых потом получаются отличные актеры? Я это имел в виду.
В. С.: Не надо насильственно это делать. Интересный момент. Мы были на гастролях в Китае со спектаклем «Вишневый сад». И когда я, выступая перед зрителями, сказал, что мы с молодежью занимаемся бесплатно, китайцы не поняли. Но ведь многие молодые люди мечтают о театре, а денег на учебу нет. А наши двери для них открыты.
Наш театр занимается воспитанием культурного человека. Дети и молодежь сами хотят приходить к нам, сами хотят читать интересные книги, сыграть в наших спектаклях. Это как раз тот путь, чтобы стать культурным человеком.
Ш. М.: Не секрет, что любому творцу легче, когда рядом близкие люди, понимающие, поддерживающие, участвующие в творческом процессе. Знаю, что оба твои сына не просто участвуют, а очень серьезно и основательно помогают тебе в работе. По существу, они переложили часть огромной нагрузки на свои плечи.
В. С.: Да, один бы я все не потянул.
Ш. М.: С одной стороны, у молодых людей, как ты сказал, иное понимание действительности, а с другой – я видел их работы. Хорошие декорации, тонко подобранная музыка, отличные костюмы. Очень профессиональная работа. Они идут по твоей дороге.
В. С.: Я не раз говорил, что мы играем для детей и для них нужно играть лучше и ответственнее, но с точки зрения их восприятия. На этом делаем акцент, и это для нас очень важно.
Ш. М.: Согласен, у молодых свое мировосприятие. А насколько в спектаклях современный интернетизированный (если можно такое слово использовать) подход заметен?
В. С.: Конечно, мы с тобой уже немного далеки от такого восприятия. Но и наша сила в том, что умеем прислушиваться к этому видению, используем его.
Ш. М.: На спектаклях часто бывает довольно много приезжих, да и театр выезжает на гастроли. Есть разница в восприятии современного мира московскими ребятами и, скажем, провинциальными?
В. С.: Многое зависит от уровня воспитания в школе. Мы должны очень внимательно следить за тем, чем сегодня она живет. Дети приезжают из других городов и спрашивают: «А как все это можно? А это что за театр?» И слава богу, что они приходят на наши спектакли, а потом сами хотят участвовать в действии. Почему я об этом заговорил? Да потому что мне очень важна патриотическая тема, которая неразрывно связана с воспитанием молодого поколения. И не только как члену жюри конкурса. Она вообще очень важная в жизни каждого человека.
Ш. М.: Вот ты сейчас вернулся к теме нашего конкурса «Судьбы детей войны», и я еще раз хочу призвать тех, кто, может быть, не собрался с мыслями или считает, что необязательно принимать в нем участие. Это не так! Подумайте и, у кого есть истории о судьбах детей войны, присылайте их в редакцию. Итоги конкурса мы подведем в Молодежном театре Спесивцева, который находится в Москве, на улице Руставели. Это будет очень красивый завершающий этап. Мы пригласим авторов присланных рассказов, актив театра, своих читателей. И актеры Московского молодежного театра почитают со сцены отрывки этих воспоминаний.
В. С.: Такой театральный прием с чтением отрывков нашими артистами можно интересно обыграть. Думаю, что он будет иметь не только одноразовый успех. Может быть, создадим отдельный спектакль по этим историям, куда будем приглашать детей, молодежь как в качестве зрителей, так и в качестве актеров.
Ш. М.: Редакция газеты «Московская правда» уже несколько лет проводит тематические народные конкурсы под общим названием «В лучших традициях». По опыту предыдущих лет нам присылают работы, истории из разных уголков России и из-за рубежа. Это наши самые активные читатели, которые не просто любят и читают «Московскую правду», участвуют в наших проектах, но и приезжают на финал, на подведение итогов конкурса в Москву. Поэтому это может быть еще и такая общероссийская история. И если ее продолжать, тиражировать эти рассказы со сцены, может получиться повторяемый в своем развитии спектакль.
В. С.: Тема отцов и детей, воспитания и патриотизма вечна, и если она будет воплощаться на сцене, то может быть и художественно для нас интересна.
Ш. М.: Дело, видимо, в том, что война и атмосфера, которая царила в послевоенные годы, наложили отпечаток на то поколение. Это все-таки особые судьбы, особый взгляд на жизнь. Мне просто со многими из них доводилось общаться. Образы этих людей, их характеры, поступки служат эталоном воспитания. Поэтому надо рассказывать, как они жили и чувствовали эту жизнь, к чему стремились…
В. С.: И как их воспитывали. Это время, которое не только будит память, но и формирует интеллектуальное отношение к миру. Так что мысль закончить конкурс «Судьбы детей войны» показом на сцене Московского молодежного театра звучит очень символически и актуально.
Нина ДОНСКИХ.