С февраля 2024 года в Россию поступают запросы о розыске автомобилей, приобретенных за рубежом и доставленных в страну по параллельному импорту. Когда авто находят и арестовывают, страна, отправившая запрос, перестает выходить на связь, а автовладелец теряет возможность распоряжаться своим автомобилем.
Как пояснил в ходе пресс-конференции в ОСН автоэксперт и автоюрист Дмитрий Золотов, подобный негативный сценарий может возникнуть в результате реализации двух схем: «Во-первых, это когда автомобиль за рубежом покупается в кредит, ввозится на территорию России, а потом собственник за рубежом перестает обслуживать этот кредит, после чего собственность на авто переходит к кредитору (чаще всего это банки) и он затребует этот автомобиль обратно. Так как у нас нет общей международной залоговой базы, вы покупаете автомобиль, вы его ввозите, так как никаких ограничений нет. Но после того как вы его ввезли, его прежний владелец перестает оплачивать кредит и автомобиль становится собственностью той кредитной организации, которая этот кредит выдала. Во-вторых, это когда подают заявление через Интерпол об угоне и ГИБДД снимает данный автомобиль с регистрации. Вы об этом можете даже не знать – вы можете на каком-нибудь посту узнать, что ваш автомобиль снят с регистрации».
По его словам, в таком случае добросовестному покупателю очень сложно что-то доказать, как-то отстоять свои права: «Как правило, автомобиль привозится по параллельному импорту, и те, кто покупает авто, обычно сразу оформляют его на себя. Получается так, что зарубежный продавец продает его сразу вам, без посредников. Если мы говорим о каких-то дилерах или автосалонах, которые закупают автомобили, а потом их здесь продают, то им можно предъявить претензии. Но когда вы покупаете автомобиль через каких-то посредников, которые сразу по доверенности оформляют авто на вас и привозят его сюда, то вам будет очень сложно что-то доказать и все юридические вопросы придется решать за рубежом. Особенно это касается Казахстана и Арабских Эмиратов и тех автомобилей, которые приезжают из Америки».
По словам автоюриста, потенциальному добропорядочному покупателю важно четко разграничивать понятия: «Дилер – это организация, которая продает определенный бренд. Под дилерами мы подразумеваем автосалоны. Если это дилер одного бренда, то они, например, могут привезти вам китайские авто, но не могут привезти авто из Европы и сказать, что они дилеры, поэтому они занимаются доставкой любых автомобилей. Если они так говорят, то это обычный автосалон, то есть просто коммерческая организация, которая привозит эти автомобили просто под свою ответственность. Они привозят их по коммерческому «утилю», они при этом переплачивают порядка одного миллиона (то есть автомобиль становится дороже). Вы, когда покупаете такой автомобиль, переплачиваете, но вам спокойнее, так как у вас есть те, к кому потом, случись чего, можно прийти, показать документы и вернуть себе этот автомобиль».
Как пояснил Дмитрий Золотов, если Интерпол запросил конкретный автомобиль и предоставил его зарубежного собственника, тогда этот автомобиль должен быть возвращен: «Но, как правило, Интерпол даже не отвечает. У нас сейчас есть одно дело, когда человек купил автомобиль, и он оказался в розыске. Сейчас у него этот автомобиль сняли с регистрации, идет суд. Это уже второе дело с таким сложным вопросом. Еще одно дело было в Санкт-Петербурге. Там выиграл клиент и автомобиль узаконили, так как если Интерпол не дает обратной связи и автомобиль не возвращается, то он здесь и остается. Мы живем по законам РФ и мы должны на них ориентироваться. Если автомобиль где-то в розыске, то та заинтересованная сторона должна предпринять все меры для того, чтобы этот автомобиль вернуть. Если она этого не делает, то авто легализуется здесь».
В связи с тем, что подобных случаев становится все больше, недавно сенатор Айрат Гибатдинов даже предложил пересмотреть порядок взаимодействия с международными базами розыска автомобилей. По его мнению, это нужно сделать, чтобы защитить российских автовладельцев, так как автоматические ограничения на транспортное средство без правовых оснований и без судебного решения недопустимы.
Сергей Ишков.