«Они как будто прилетели с другой планеты»

10 июня 1959 года рейсом французских авиалиний в Москву прилетел Dior. 12 манекенщиц модного дома, который к тому времени возглавлял Ив Сен-Лоран, «наследник» Кристиана Диора, умершего в 1957 году, спустились по трапу самолета.

Десант из 12 моделей дома Dior прилетел с впечатляющим багажом: 120 комплектов с аксессуарами всех видов – зонтиками, перчатками, шляпами, обувью. Среди ансамблей из летней коллекции 1959 года были вечерние платья «Надежда», «Таня» и «Татьяна», «совершенно случайно» названные русскими именами. Манекенщиц сопровождали парикмахеры, визажисты и т. д.

Шоу было срежиссировано до мельчайших деталей. Девушкам-моделям было запрещено появляться на улицах без соответствующей одежды и макияжа.

Их гардероб был тщательно продуман и выверен до мелочей. Модели получили подробные инструкции, что говорить, как отвечать на вопросы, как улыбаться.

Многие называют приезд моделей дома Dior в Москву своего рода культурной провокацией. Наверное, так оно и было. Ведь не случайно моделей отправили в том числе и на Тишинский рынок.

Приведу выдержку из инструкции о правилах поведения моделей в Москве, сохранившейся в архивах дома «Кристиан Диор»:

– Никогда не отказывайтесь от первой сигареты, которую вам предлагают. Это одно из правил вежливости.

– Не удивляйтесь, если к вам обратятся на улице с вопросами: откуда вы, были ли вы в СССР до этого, чем вы занимаетесь, каково ваше впечатление от Москвы. Это проявление дружественности со стороны московского населения.

– В особенности не смущайтесь, если прохожие улыбаются или удивляются при вашем виде из-за разницы в поведении и одежде.

– Чаевые для такси: 10%. В остальных случаях оставлять чаевые не принято. Брать их почти всегда отказываются.

– Во время приемов принимайте алкоголь умеренно, но не отказывайтесь, поскольку не принимать участия в тостах – одно из грубейших оскорблений.

– Тем людям, которые вам понравятся и которые окажут вам наилучший прием, дарите значки, которые вам раздадут заранее.

– Возьмите с собой несколько детективных романов для себя и для подарков служащим посольства.

– Относительно моделей: перед интервью просим вас ознакомиться со специальной инструкцией и перечнем вопросов.

– Женщины ни в коем случае не должны носить брюки. В последнее время в связи с этим было замечено негативное отношение к звездам кино со стороны населения.

Девушкам рекомендовали взять с собой в поездку косметику, сигареты и помаду, так как в Стране Советов приобрести привычные им косметические средства и табачные изделия было просто невозможно. Заранее всех предупредили о том, что виски ни в одном магазине в Москве они не купят.
Были даны инструкции насчет фотографий. Всех предупредили о том, что если они захотят что-то сфотографировать, то в кадр не должны попадать дети, мосты, дома и, конечно, любые военные объекты. Естественно, организаторы поездки опасались обвинений в шпионаже, именно поэтому вместе с советскими дипломатами они и разработали подобные правила безопасности.

Это было первое в СССР дефиле западного модного дома. Когда рассматриваешь фотографии прогулок моделей по Москве, интересны не столько наряды девушек и городские пейзажи того времени, сколько реакция прохожих, увидевших разодетых француженок: удивление, смятение, зависть, восторг, осуждение.

Сам показ мод проходил с 12 по 16 июня 1959 года в зале «Труд» Дома культуры «Крылья Советов», и, конечно же, он также привлек большое внимание общественности. За пять дней состоялось 14 показов летней коллекции Dior, которые посмотрели 11 тысяч зрителей. Манекенщицы из Франции прошли по подиуму около 140 раз. Во время показов было распрыскано 12,5 литра духов. Для «антуража».

Журнал «Огонёк» 21 июня 1959 года опубликовал статью Т. Троицкой «Париж показывает моды»: «На улицах Москвы появились афиши: «Дом мод Кристиана Диора будет демонстрировать коллекцию летних моделей в спортивном клубе «Крылья Советов».

Конечно, женщинами овладело искушение попасть в это святилище соблазнов. Ведь столетиями Париж диктовал половине рода человеческого длину юбок, ширину талии, количество воланов и застежек. А имя Кристиана Диора связано с целой революцией в области туалетов: это он вскоре после войны узкие и очень короткие платья заменил длинными и широкими. Женщины спешно наставляли старые юбки тесьмой и лентами, обновляли гардероб. А Кристиану Диору эти первые модели принесли всемирную славу и, разумеется, деньги. С тех пор художественное ателье на авеню Монтень в Париже стало признанным законодателем мод.

Естественно, что и москвички хотели познакомиться с туалетами знаменитой французской фирмы.

«…На подмостках, залитых огнями прожекторов, плавно двигаются манекенщицы. Сидящие в зале смотрят на них очень внимательно: одни мысленно примеряют платья и накидывают на плечи меховые манто, другие стараются уловить и запомнить понравившийся фасон.

Преобладает так называемая «естественная линия». Широкие кожаные пояса охватывают талию, образуя на платьях мягкие складки. Вытачек нет. Повторяются ансамбли: открытые платья и короткий прямой жакет.

– Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан, – говорит одна из женщин, сидящих в зале. – Для нас, северян, это не особенно практично. А летом даже по вечерам будет жарко в таком платье.

– Платья коротковаты, – включается в беседу другая, – полных и низкорослых это вряд ли украсит.

– Ручная вышивка на шелковом тюле – это, конечно, очень красиво. – замечает третья, – Но кто же может позволить себе такую дорогую вещь?

Мы разговариваем с представителем фирмы господином Анри Файолем.

– Многие наши модели, – говорит он, – рисовал сам основатель фирмы Кристиан Диор. Обычно он уезжал в тихую провинцию и, возвращаясь, привозил сотни моделей.(…)

– А ваши модельеры никогда не используют национальный характер одежды той или иной страны?

– Нет. Мода рождается только в Париже. Все истинно элегантные женщины одеваются только по нашим моделям, – сказал директор фирмы господин Жак Руэ. (…)

– Я посвятил целый день осмотру вашей фабрики «Трёхгорная мануфактура», – говорит г-н Файоль. – Я не имею возможности сравнивать, так как нахожусь в СССР первый раз. Но меня удивил высокий уровень производства. И вместе с тем хочется сделать одно замечание: качество тканей хорошее, но расцветка оставляет желать много лучшего.

– Я, наоборот, могу сравнивать, – замечает г-н Руэ. – За два последних года ваш Дом моделей, например, сделал большие успехи. Линии платья, которые я видел, модные и красивые. Меня удивило, что туалет демонстрируют не только тонкие высокие девушки, но и полные.

– А разве в Париже нет полных женщин?

– Конечно, есть. Есть и среди наших заказчиц, – смеется господин Руэ. – Однако, когда платья демонстрируют стройные манекенщицы, модели намного выигрывают. (…) Ваши женщины следят за своей внешностью. Однако у них бывают, наверное, затруднения. В ваших магазинах не продаются ансамбли для платьев: туфли, сумки, перчатки, украшения. И потом мне кажется, что искусственные материи – а их носят у вас многие – не так красивы.

…Показ моделей подходит к концу. Сменяются пышные вечерние туалеты, затканные золотом и серебром, искусственными бриллиантами и изумрудами, отделанные виртуозной вышивкой и кружевами. Девушки за кулисами снимают меха и тюль, драгоценности, цветы и золотые туфли и надевают скромные платья, те самые, в которых обычно ходит большинство женщин Парижа».

В рамках этого визита был устроен неформальный, уличный показ моделей дома Dior с участием трех манекенщиц. Девушки в нарядах от Диор дефилировали по знаковым точкам столицы: Красной площади, ГУМу, центральным улицам столицы…

Парижская пресса так рассказывала о показах дома Dior в Москве летом 1959 года: «Французские показы состоялись в Москве с 12 по 16 июня. Об этом с гордостью сообщил господин Руэ, генеральный директор Дома Christian Dior, который недавно вернулся из Москвы. И мы эту гордость разделяем. Ведь французская мода является нашим общим делом, это одна из черт национального гения, одно из подтверждений нашей международной славы. Одеть мир – вот одно из наших стремлений».

Конечно, зарубежные модели вызывали удивление у советских людей. Слишком уж инородными они казались в той реальности, которая существовала в Советском Союзе. Впрочем, для иностранцев приезд в Страну Советов тоже был настоящей экзотикой.

Сергей Ишков.

Фото kulturologia.ru

Добавить комментарий