Судбищенская битва. «Уникальнейший случай для науки»

На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», состоявшейся в преддверии 470-летия Судбищенской битвы, ученые и исследователи рассказали о том, чем это сражение уникально для науки, о найденных артефактах и ходе работ на месте битвы.

1tulatv.ru

3 – 4 июля 1555 года (24 – 25 июня по старому стилю) у села Судбищи ныне Новодеревеньковского района Орловской области произошла битва, ставшая уникальным событием в изучении становления государства Российского. Место битвы было открыто в апреле 2021 года.

Войско воеводы Ивана Шереметева, составлявшее по разным оценкам от 7 до 13 тысяч человек, противостояло крымскому хану Девлет I Гирею, чье войско насчитывало до 60 тысяч человек. За два дня сначала был разбит авангард крымского войска, но Шереметев был серьезно ранен, потом основные силы Девлет Гирея практически уничтожили русское войско, но воеводы Алексей Басманов и Стефан Сидоров сумели остановить бегство и организовать оборону в полевых укреплениях. На следующее утро хан ушел в Крым. Так, через три года после героической обороны Тулы, было остановлено очередное нашествие на земли Московского государства. В то время Судбищи были урочищем, то есть просто памятным местом, в Диком поле на Муравском шляхе – пути, по которому в грабительские набеги приходили отряды степняков.

С 2021 года было найдено около пяти тысяч артефактов: монеты, наконечники для стрел, пули, обломки сабель и др. В Судбищах была обнаружена высокая концентрация предметов вооружения на сравнительно небольшой территории. Сейчас исследования продолжаются.

«Изначально, когда мы начали работать в 2021 году, у нас был довольно небольшой локальный участок, который дал огромное количество находок, – рассказал научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья Института археологии РАН, начальник Орловского отряда Сейминско-Суджинской экспедиции Олег Радюш. – Потом мы начали подниматься из оврага на окружающие поля. Оказалось, что артефакты не только в овраге, но и на этих полях. В настоящий момент мы фиксируем распространение находок на площади примерно в 7,5 кв. км. Это огромная площадь, которую нужно будет обследовать, обследовать и еще раз обследовать. Особенно с учетом того, что это распахиваемые поля. Да, у нас нет ни панцирей, ни целых кольчуг, шлемы не валяются, но мы показываем то, что есть: вот так выглядят поля сражений XVI века».

Принявший участие в пресс-конференции ученый секретарь Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Алексей Воронцов подчеркнул, что никогда еще не было такого изобилия находок: «Судя по всему, здесь сошлось много факторов: удаленность этой территории от каких-то промышленных, хорошо обжитых районов; важно и то, что когда это событие случилось, эта территория была абсолютно не населена, соответственно, противники очень быстро удалились с места сражения, почему там очень много осталось. Нигде в мире больше такого изобилия находок нет. Это уникальнейший случай для науки».

В итоге исследователи хотят получить реальную реконструкцию сражения XVI века.

«Единственная просьба – не ждать от нас этого завтра, – добавил Алексей Воронцов. – Это тяжелая, довольно нудная работа с каждой вещью».

По словам Олега Радюша, уникальность этого сражения еще и в том, что оно проходило в овраге: «У нас не так много сражений, которые проходили в оврагах. Это исключительный случай. Мы все удивляемся тому, что татары делали в овраге: они не любят так воевать».

Подробнее о найденных на поле сражения артефактах рассказал реставратор высшей категории Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Виталий Шмелев: «У нас есть большой массив наконечников стрел просто в отвратительном состоянии. Это еще мягко сказано. А есть предметы в хорошем состоянии, на четыре. Чистим потихоньку, восстанавливаем поверхность, если это того требует. Все-таки предметы не одну сотню лет пролежали в земле, многие из них – на распаханном поле, а там, видимо, хорошо в свое время и удобрениями поливались. Все найденные предметы разные по своему состоянию, структуре окислов. За прошлый год мы смогли вернуть к жизни порядка 200 – 250 предметов. В этом году – порядка 120 – 150 предметов. Одна из самых знаковых и интересных находок, которую археологи принесли на реставрацию, это была пулелейка: такая металлическая штуковина, чем-то похожая на плоскогубцы, с вмятинами, куда заливался металл. Еще помню, как принесли трубочку, начали расчищать, а это оказался фрагмент огнестрельного оружия, которое, я думаю, требует своего дальнейшего изучения. Встречается много интересных наконечников, разных по форме, по изготовлению. Есть одинаковые, такое впечатление, как будто под копирку были сделаны, а есть очень необычные. Есть любопытные монеты».

В большинстве своем исследователям попадаются на поле сражения пули и стрелы.

«Мы имеем дело с чем-то выстреленным, испорченным, оторвавшимся: подпружная пряжка, фрагмент сломавшейся сабли и т. д., – рассказал Алексей Воронцов. – Если смотреть по категориям предметов, это, конечно, богатейшая коллекция. Есть ряд вещей очень индивидуальных, с которыми возятся специалисты. Только-только было основано стрелецкое войско, для которого покупали довольно много западноевропейского оружия. Соответственно, у Девлет Гирея есть вещи крымские, есть те, которые приехали из Турции, поскольку у него был контингент янычар, предоставленный турецким султаном. Мы имеем здесь очень интересный срез, причем срез точно одновременный».

На пресс-конференции также подчеркнули, что наряду с изучением артефактов важной задачей является сохранение места обнаружения находок.

«Наша главная задача – сохранение той территории, на которой прошло судьбоносное сражение, – заявил директор Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко. – Можно спорить о результатах сражения, но главная задача – сохранить обнаруженное место максимально в том виде, в котором мы его сегодня видим, чтобы его не застроили коттеджами, какими-то еще сооружениями и т. д.».

Судбищенское сражение стало последним в ходе вторжения крымского хана Девлет I Гирея в пределы Русского царства. У села Судбищи решалась судьба всей военной кампании. Небольшой русский отряд столкнулся с 60-тысячным татарским войском и выдержал оборону – войско хана отступило, а остатки отряда вскоре соединились с пришедшим им на помощь русским войском.

Исследования, связанные с этим уникальным событием нашей истории, продолжаются.

Сергей Ишков.

Добавить комментарий