Волга и 257 миллиардов рублей

Иногда случается так, что даже фразеологизмы теряют первоначальный смысл и, более того, приобретают противоположное звучание. Так происходит с крылатым выражением «Как рыба в воде».

Ученые из Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук установили, что концентрация тяжелых металлов в реках приводит к тому, что рыбы просто-напросто теряют жизненные силы – хуже растут, хуже размножаются.

Так если бы только металлы, есть еще и микропластик и многое другое… Известно, что в общем и целом сбрасывается в наши реки. Даже в Московской области, где власти строго следят за экологической ситуацией. В прошлом году было возбуждено уголовное дело по поводу загрязнения Клязьмы сточными водами города Лосино-Петровский Щёлковского района. Канализационные стоки сливались в реку. Аналогичное дело возбуждалось еще в 2017 году. (https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_50/mass-media/news?item=5789937) В 2019-м загрязнителей оштрафовали аж на 310 тысяч рублей.

А куда впадают Клязьма и Москва-река? В Оку. Ока – в Волгу. Как и сотни ручьев, речек и рек в Центральной России.

Волга – не только национальный символ, но и главная водная артерия европейской России. Поэтому все, что происходит с ней – зеркало общего экологического состояния. Еще в 2017 году премьер-министр РФ Медведев на специальном совещании «О сохранении, предотвращении загрязнения и рациональном использовании реки Волги» заявил:

«Волга – самая грязная река России. Именно в бассейне Волги сложилась самая напряженная экологическая ситуация, которая по многим позициям существенно хуже, чем общая ситуация в стране. В воды Волги попадает более трети, 38%, если говорить точно, всех российских загрязненных стоков. По данным экологов, Волга исчерпала свои возможности по самоочищению. Если ничего не предпринимать, то в недалекой по историческим меркам перспективе волжская вода может стать непригодной для людей». (https://rg.ru/2018/09/25/reg-ufo/rosprirodnadzor-predstavil-interaktivnuiu-kartu-zagriaznenij-volgi.html)

По данным Министерства природных ресурсов и экологии, 90% стоков сбрасываются в водные объекты Волжского бассейна без очистки или недостаточной очистки. Причем промышленные предприятия – не самый главный виновник. На долю предприятий ЖКХ приходится 60% всех загрязнений. А еще – смывы химических удобрений с полей, смывы навоза.

В итоге в волжских водохранилищах 70-80% рыб заражены различными видами инфекций. Потом эта рыба попадает на стол.

Казалось бы, очевиден рецепт охраны рек и озер – очистные сооружения, работающие по новейшим технологиям. Так, в австрийской столице Вене река Дунай из города выходит чище, чем до входа в город.

У нас большинство очистных сооружений построено еще в 60-70-е годы прошлого века. На круглом столе в Совете Федерации отмечалось, что их износ в регионах составляет до 80 процентов. А в Свердловской, Псковской областях и в Республике Марий Эл – более 90 процентов. (https://www.pnp.ru/economics/sistemy-kanalizacii-v-rossii-treshhat-po-shvam.html)

Значит, самое очевидное решение – обновлять систему очистки. В частности, с 2002 года принималось несколько федеральных проектов. Сколько денег кануло – неизвестно.

На том памятном совещании 2017 года премьер-министр Медведев объявил о новой федеральной программе по строительству на Волге очистных сооружений до 2025 года – с финансированием в 257 миллиардов рублей.

Через 7 лет, в 2024 году, регионы отчитались, что освоено 99,85% выделенных средств.

Значит, построили? И уже начали или скоро начнут работать десятки и десятки новейших очистных сооружений? По новейшим технологиям?

Госдума поручила специальной депутатской группе проверить, порадоваться. И нас порадовать. В июне 2024 года группа проехала 12 тысяч километров, посетила 121 объект. И выяснила, что на самом деле только 6 очистных сооружений соответствуют нормам и правилам. (https://www.pnp.ru/politics/kto-provalil-federalnyy-proekt-ozdorovlenie-volgi.html)

Прошел еще один год. 3 июня 2025 года министр природных ресурсов и экологии доложил президенту: «Что у нас получается? 126 очистных построили коллеги, это в том числе по Волге и на Байкале. К сожалению, 19 не закончили в срок. <…> Те, которые построили: мы зашли туда с приборами, померили их, и только 20 из них вышли на нормативы. Сейчас разбираемся с остальными». (http://www.kremlin.ru/events/president/news/77088)

На волжские очистные сооружения было выделено 257 миллиардов. На байкальские – 14 миллиардов. Итого – 261 миллиард рублей.

Как следует из доклада министра, всего было 145 объектов. Из них построены и работают, как положено, только 20. Итого – 13,79%. Остальные 86,21% – брак, потеря денег.

Значит, 225 миллиардов рублей ушли в воду. А Волга остается в том же загрязненном состоянии. Как предупреждал бывший премьер-министр в 2017 году: «В недалекой по историческим меркам перспективе волжская вода может стать непригодной для людей».

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Добавить комментарий