Об этом в ходе пресс-конференции в ОСН предупредил экономист, директор Института нового общества, автор телеграм-канала «Политэкономия – Колташов» Василий Колташов.

Информационным поводом для проведения этой пресс-конференции стал рост биржевых котировок на бензин и дизтопливо, которые несколько дней подряд обновляли максимумы с начала года. Так, 16 июня на Петербургской бирже бензин Аи-92 подорожал на 1,6% (до 61412 рублей за тонну), а дизельное топливо подорожало на 1,72% (до 59070 рублей за тонну).
Понятно, что за ростом биржевых котировок в скором времени подтянутся и розничные цены, но, как отметил Василий Колташов, во всем этом нет ничего удивительного и неожиданного:
«Когда у нас закладывается примерно на 5% каждые полгода повышение тарифов, и за год это порядка 10% с лишним, то это таким образом инфляция закладывается наперед. Когда у нас официальная инфляция порядка 10%, то удивляться тому, что в процессе цены на бензин выросли, я бы не стал. С другой стороны, биржа для того и существует, чтобы цены могли быстро меняться, в том числе могли быстро повышаться без оглядки на государство. Мы можем сколько угодно охать и ахать, но биржевой механизм уже сработал на повышение цен, потому что базовые издержки по экономике растут, следовательно, цены тоже повышаются. Я удивлен, что рост составил 5-10%, хотя, впрочем, у нас впереди еще полгода, так что они еще, может быть, на 5% вырастут, и это повышение уже опередит инфляцию, и в результате мы получим на 2026 год фактор, который будет усиливать инфляцию. Туда же опять добавится повышение тарифов, и всё это будет усиливать инфляцию».
Остановить всё это, по его словам, в принципе можно было бы, но для этого нужно останавливать повышение в разных сферах:
«Останавливать, прежде всего, расходы людей, расходы домашних хозяйств. Но с бензином понятно, что если начать командовать биржей, то может возникнуть локальный дефицит».
По его мнению, в этой ситуации на нефтеперерабатывающие компании государство должно повлиять так, чтобы они расширяли производство:
«Чтобы они делали крупные капиталовложения в нефтепереработку, чтобы мы вообще как экономика ушли от экспорта нефти и перешли к экспорту нефтепродуктов. При этом мы бы имели на внутреннем рынке изобилие этих нефтепродуктов, включая бензин и дизельное топливо. Я, конечно, понимаю, что пока мы от этого очень далеко, но это то, что можно сделать регулятивными методами».
Что касается ограничений на экспорт бензина, которые в РФ периодически вводятся, то на них, по его словам, производители могут ответить сокращением производства, чтобы получить более комфортную для себя цену:
«Здесь никогда нельзя забывать, что монополист всегда стремится взять максимум с рынка. Если он на этом рынке не принужден государством наращивать объемы производимой продукции (а это, пожалуй, первое необходимое действие в отношении сложившихся монополий), тогда цены будут расти и дальше. Они будут расти с опережением инфляции, что собственно сегодня и вызывает опасения, потому что если мы будем считать «цыплят» по осени, по второй половине года, и увидим, что цены повысились, скажем, на 15%, то это уже будет больше чем официальный уровень инфляции. Такой уровень цен уже будет «заряжать» инфляцию во всей экономике на 2026 год».
Как отметил Василий Колташов, если говорить о ценах на топливо, то следует помнить о том, что более половины из них приходится на государственные налоги, так что на уровень цен государство могло бы повлиять и с этой стороны.
Еще один участник пресс-конференции, научный сотрудник Финансового университета, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович так же убежден в том, что одними ограничениями и «силовыми методами» ситуацию к лучшему не изменишь:
«Чтобы компании делали вложения в переработку и расширяли производство топлива, для этого им нужно дать возможность зарабатывать. Дать возможность зарабатывать либо за счет снижения налогов, либо за счет разрешения зарабатывать на экспортных рынках. Тем более что сейчас (в связи с Ирано-Израильским конфликтом. – С. И.) есть большая вероятность того, что на экспортных рынках будет рост цен».
Так или иначе, по его словам, доход нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний зависит от внешней конъюнктуры, которая от нас не зависит, и от налоговой системы, которую мы можем менять: налоговую систему можно менять в ту или иную сторону в зависимости от трат госбюджета. Как предложил Станислав Митрахович, чтобы экономика больше зарабатывала в госбюджет, нужно налоги не задирать, а, наоборот, понижать, так как если мы хотим больше собирать налогов, то нужно позволить компаниям больше зарабатывать.
Сергей Ишков.
Фото НИТУ МИСИС