ПЕТР И ФЕВРОНИЯ НА СЦЕНЕ МХАТА

На малой сцене МХАТа им. М. Горького представили спектакль-сказ о православных святых Петре и Февронии Муромских.

Режиссер Сергей Глазков взял за основу пьесу Елены Исаевой, созданной по повести инока Ермолая Еразма, жившего в ХVI веке. Считается, что она написана по заданию митрополита Макария, архиепископа при Иване Грозном, и связана с собором русской православной церкви 1547 года, на котором были канонизированы муромские князь Петр и княгиня Феврония, ставшие покровителями семьи и брака.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма – одна из самых ярких в христианской литературе историй о том, как человек спасается праведностью, к которой его ведет любовь. Для князя Петра женитьба на дочери простолюдина Февронии, исцелившей его от болезни, стала началом крестного пути. Сначала между ними не было любви, но, пройдя через испытания, муж и жена «срослись» друг с другом настолько, что и после смерти никто не смог их разлучить.

«Очень сложно в театре рассказать о жизни святого. Но это наша тема, наша миссия: поиск русского культурного кода, поиск русского героя, поиск ответа на вопрос: «Каким должен быть современный человек и что его связывает с несовременным человеком, с русским Средневековьем?» Ведь без этого поиска, без этих вопросов и без ответов на них нация просто не выживет, – рассказывает худрук театра Эдуард Бояков. — Русский культурный код сформирован под влиянием православной культуры. Поколения наших предков строили жизнь и отношения по примеру русских святых. В спектакле мы показываем не только житие святых, а в первую очередь любовь. История о Петре и Февронии очень современная, особенно в контексте того, что происходит сегодня вокруг семейных ценностей».

Камерная сцена превращена сценографом Александром Цветным в красочно убранный русский терем. Художник Николай Орлов стилизовал исторические костюмы, остроумно оформив в современной эстетике и летящие крылья белого ангела, и зеленый хайер-гребень на голове огненного змея, похожего на хипстера, но оттого не менее убедительного. Вообще весь видеоряд спектакля очень интересен и познавателен, особенно для детей. А музыка и песни ансамбля «Кладец» прекрасно дополняют действие, превращают его в былинный сказ.

«Дети в музее либо зевают, либо слушают, раскрыв рот — все зависит от экскурсовода, — поясняет режиссер Сергей Глазков. — Так и творческая группа создает спектакль, как хорошие экскурсоводы. Мы убрали лубок, сказочность повествования, осовременили текст, чтобы сделать его более живым и понятным. Показываем историю про любовь, про ценность обретения, про верность и взаимопонимание: герои встречаются на каком-то энергетическом уровне и становятся единым целым. Это две личности, равные по силе духа. Рассказ о том, как ты обретаешь человека, который дополняет тебя, каким бы ты целостным не был. Каждый мечтает о такой любви. Нет черного без белого, нет солнца без луны, нет мужа без жены».

«Петр и Феврония» — спектакль для семейного просмотра, на который взрослые могут прийти с детьми. Создатели уверены, что детям важно как можно раньше понять, что настоящую любовь, если она случилась, нужно беречь.

Галина СНОПОВА.

фото автора