Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > В ГОРОДСКОМ САДУ ИГРАЕТ…

В ГОРОДСКОМ САДУ ИГРАЕТ…

На сцене Театра на Покровке – премьера. Главный режиссер театра Геннадий Шапошников выпустил обновленную версию спектакля Михаила Макеева «Скамейка». В ролях – заслуженный артист России, лауреат Государственной премии России Валерий Ненашев (Он), артистка Нина Арцибашева (Она) и заслуженный артист России Владимир Бадов (Дворник).

Драматург Александр Гельман высоко оценил режиссерскую и актерскую работы, заметив, что это «именно то, что хотелось бы видеть». «Артисты работают замечательно, – вынес свой вердикт драматург, – и очень похожи на тех героев, которых я описывал в своей пьесе много лет назад».

С 1983 года пьеса Александра Гельмана претерпела огромное количество постановок на российских театральных просторах. Каких только парадоксальных интерпретаций не видел этот шедевр социально-бытовой драмы на советском и постсоветском театральном пространстве!

Òåàòð íà Ïîêðîâêå ï/ð Ñ.Àðöåáàøåâà "Ñêàìåéêà" ôîòî Åêàòåðèíû Öâåòêîâîé

Что же так цепляет в ней режиссеров? Думается, столь частое их обращение к этому образцу “поствампиловской” драматургии, происходило не только потому, что он отражал кризис общественного сознания начала 80-х годов прошлого века. В пьесе Гельмана угадывался глубокий, честный взгляд внутрь нашей собственной психики, делавший ее героев близкими и понятными любому поколению зрителей.

Сценография городского парка художника Елены Степановой минималистична, как, впрочем, и большинство спектаклей Театра на Покровке. Когда артисты играют в нескольких метрах от зрителя, любые декорации выглядят условностью. Несколько садовых скамеек, урны для мусора, осенние листья, рассыпанные под ногами на дорожках сада – замечательный гарнир для главного блюда.

Действие выстроено по принципу режиссуры зигзагов и монтажа экстремальных ситуаций. Словно в Кавказских горах – едешь, перевал за перевалом, и каждая новая, открывающаяся с вершины, долина разительно отличаться от того, что осталось за спиной.

Герои встречаются на скамейке городского парка: он говорит неправду, она делает то же самое. Неправду оба принимают за правду. Но опыт лжи и привычка к ней наработали у взрослых уже людей навык все проверять и контролировать. Ложь всплывает. Одна за другой. Так проходится нелегкий путь к взаимной искренности. И, в конце концов, оба проникаются взаимным сочувствием, становятся, может быть, самыми близкими людьми на свете.

Благодаря актерскому мастерству дуэта Ненашев-Арцибашева зал трепетно и искренне отзывается на одиночество их персонажей – “маленьких людей» с неубиваемой потребностью любить и быть счастливыми вопреки всему тому, что они сочиняют про себя.

Конечно, зрителю гораздо интереснее не сама ложь, а причина вранья. Потому что по второму плану в пьесе Гельмана угадывается горечь констатации признаков заболевания общества. Это «болезнь совести» корнями уходит в сороковые, в те времена, когда за не желавшими жить общей жизнью, пристально наблюдал Старший брат, отслеживающий все – от того, с кем ты спишь, до того, что выносишь с работы. Бунтарский и неприкаянный русский характер, характер воина-«победителя», в тех условиях просто не мог не заболеть. Болезнь не искоренилась, не излечилась с годами, она была загнана внутрь, захватила новые органы, отравив мозг, заставляя вести двойную бухгалтерию жизни. Самое удивительно то, что последующие «сорок лет скитаний по пустыни» оказались, похоже, неспособными излечить общество от опасного вируса.

Недуг «заболевания совести» поражает изовравшегося человека под обобщающим именем “Он”. Его историю расхлебывает женщина, обладающая невероятной способностью русских баб собирать мужика по кускам, и скрывающейся под скромным местоимением “Она”. Их взаимодействие – яркое сценическое существование актерского дуэта Ненашев – Арцибашева, достойного всяческих похвал.

И еще одного персонажа хочется отметить особо в этой истории – молчаливого, многое подмечающего дворника (В. Бадов). Он – словно домовой, все видит, оценивает, и при этом молчит так выразительно и громко, словно сам и рассказывает эту историю.

 

…Отзвучали первые аплодисменты. Спектакль получает необходимый накат. И искренне хочется верить, что главной рецензией на него станет не газетная заметка, а регулярное отсутствие в кассах “лишнего билетика”. Что по реакции первых зрителей вполне вероятно.

Елена Курбанова

Добавить комментарий

Loading...
Top