Вы здесь
Главная > #МОСКВА > ЗВЕРЕВ И АНДЕРСЕН: ОБЩЕЕ В ИСКУССТВЕ

ЗВЕРЕВ И АНДЕРСЕН: ОБЩЕЕ В ИСКУССТВЕ

В «Музее АЗ» открылась новая экспозиция – «Сказки Андерсена», посвященная «совместному» творчеству Анатолия Зверева и Ганса Христиана Андерсена.

…Летом 2015 года в самом центре Москвы, на 2-ой Тверской-Ямской улице, открыл свои двери первый музей одного художника в России Анатолия Зверева – «Музей АЗ».

Идея его создания возникла в 2012 году, когда в Новом Манеже прошла выставка «Зверев в огне». В течение месяца экспозицию посетило свыше 30 тысяч человек, ярко подчеркнув интерес широкой публики к творчеству и индивидуальности автора. Именно этот факт и стал отправной точкой для создания музея, название которого некоторые читают как «а-три» – то есть полиграфический формат изданий… На сегодняшний день в его фондах находятся свыше 1500 работ художника и его соратников.

Каким он был – непризнанный и гонимый при жизни художник «АЗ»? Тот, кого в свое время Пабло Пикассо назвал лучшим русским рисовальщиком? Как жил этот необыкновенный человек, который умел создавать шедевры на простой бумаге, дешевыми акварельными красками, используя в качестве кисти и веник, и свеклу, и окурки, и зубную щетку? Формально Зверев был близок к направлению «нон – конформизма» и сегодня его имя стоит в одном ряду с именами лучших художников этого периода. Но уникальность его художественного почерка и многогранность таланта выводят его далеко за временные рамки узкого периода.

Вся жизнь Анатолия Зверева окружена легендами. Родом с Тамбовщины, из бедной крестьянской семьи, он с самого детства поражал своими рисунками учителей. Но вот официального художественного образования он так и не получил. Из Художественного училища памяти 1905 года, в котором он продержался всего несколько месяцев – был отчислен, так как не поладил с администрацией. Он жил, совершенно не заботясь о своем материальном благополучии и будущей пенсии. Свои работы продавал за гроши, а чаще всего просто их дарил…«Истинное искусство, – вздыхал он, – должно быть свободным, хотя это и очень трудно, потому что жизнь – скована».

Те, кто знал Зверева, рассказывают, что писал он всегда неистово, на одном дыхании, создавая порою десятки акварелей и гуашей в день. В ход шли самые разнообразные материалы. «Настоящий художник, – отмечал Зверев, – если у него нет нужного цвета, должен уметь использовать кусок глины или земли». Но при всем разнообразии творческого почерка и материалов, Зверев всегда оставался Зверевым, и его рука всегда узнаваема. Кстати, своим учителем Анатолий Зверев всегда считал великого итальянца Леонардо Да Винчи. В своей автобиографии он писал: «Читая коего я нашел много себе близкого, если конечно, верить напечатанным переводам этого гения. Когда читал трактаты оного теперь уже моего друга, был поражен в одинаковости выражения мыслей наших. Будучи в положении несчастного и неуклюжего в обществе я обрел великое счастье еще и еще раз делиться впечатлениями по его трактату о живописи» И, по словам Зверева, именно Леонардо послужил для него, тогда еще юно – зеленого художника, лучшим жизненным примером. И именно благодаря Да Винчи, он и решил стать художником.

Зверев вел скитальческий образ жизни, часто находя приют у друзей и внезапных знакомых. Он бедно одевался и напоминал уличного бродягу: всегда в стоптанных грязных башмаках, в верхнем поношенном пиджаке и скомканной тирольской шляпе. Причем, это был его личный и осмысленный выбор, – деньги на новую одежду у него может быть и нашлись, но «стиль превыше». Его жизнь была полна парадоксов. И если его картины активно выставлялись и охотно покупались в ведущих городах Франции, Германии, США, Дании, Англии, Италии и многих других, то в родной России его не слишком то жаловали. И даже не раз привлекали по статье за тунеядство…

Сегодня «Музей АЗ» – не просто музей, это своего рода арт-лаборатория, в пространстве которой творчество Зверева раскрывается новыми гранями, обретая новые смыслы и сюжеты. Музей АЗ предлагает совершенно новый формат существования музейной экспозиции, который уже получил название «изосериал». Планируется, что выставки здесь будут сменять друг друга, поочередно «показывая» те или иные циклы живописи и графики художника.

Так по 19 марта на трех этажах развернулась интереснейшая экспозиция – «Сказки Андерсена», посвященная «совместному» творчеству двух таких разных и в тоже время похожих гениев: Анатолия Зверева и Ганса Христиана Андерсена. «Соловей», «Дикие лебеди», «Русалочка» и «Новое платье короля» – цикл иллюстраций был создан Зверевым в 1961 году по просьбе известного хореографа и балетмейстера Александра Румнева. Рисунки долгие годы хранились в Российском Государственном архиве литературы и искусства и снова обрели жизнь в проекте «Музея АЗ». Экспозиция по сказкам превращена в самое настоящее волшебное путешествие: следуя за летящими линиями зверевских рисунков, гости выставки попадают в подводный мир Русалочки и бесконечную анфиладу дворца китайского императора, слышат таинственный шум морского прибоя и пение Соловья…

Образы, созданные Анатолием Зверевым, подхватывают и современные художники – рисунки мастера соседствуют с инсталляциями известных современных художников Кати Филипповой, Андрея Бартенева, Татьяны Баданиной и Рудольфа Серажетдинова. А каждое воскресенье взрослых и детей ждет экскурсия по сказочной экспозиции нового выставочного проекта и мастер-классы, ориентированные на разные возрастные группы.

Татьяна Белоножкина.

На фото – репродукции с выставки.

Добавить комментарий

Loading...
Top