Несколько дней назад мне удалось побывать на крайней смене, как говорят кинематографисты, и съемках последней сцены нового сериала о главе советской разведки в 1939 – 1946 годах, легендарном Павле Михайловиче Фитине. Картину «Без права на славу» в конце этого года представит Первый канал. Съемки проходили в ночное время на Красной площади.
Московская ночь, мчат такси вдоль набережных, где прогуливается молодежь, городская подсветка создает «киношное» настроение, предвкушение чего-то волшебного. Прямо перед Храмом Василия Блаженного раскинулся целый город из автобусов и трейлеров. Достаточно нырнуть под заградительную ленту, как сразу оказываешься в другой эпохе. Костюмы актеров – времен Великой Отечественной войны. Словно два времени соединились, когда видишь солдата в шинели со смартфоном или уплетающего треску из пластиковой тарелки. Костюмы актеров можно рассматривать бесконечно: платья выдержаны в спокойных тонах, все разные – белые, голубые, в крупный и мелкий горох. У мужчин в основном военная форма, но встречаются парни в костюмах и шляпах. Ткани очень качественные, настоящие. Видно, что девочкам из массовки нравятся их наряды, а банты, вплетенные в косы, подчеркивают праздничный образ, ведь сегодня снимают финальную сцену, когда все радуются Победе на Красной площади!
Около 200 человек массовки выдвинулись на съемочную площадку. По брусчатке ночной, полностью перекрытой Красной площади стучат каблучками женщины, уверенно шагают обутые в сапоги мужчины. Все это сливается в единый звук, одновременно и жутковатый, и завораживающий. Актеры буквально вжились в свои роли, и это дает ощущение, что я тоже нахожусь в том времени, радостном от Победы и горьком от потерь. У Исторического музея уже подготовлена съемочная площадка, издалека видны большие светящиеся шары, парящие над площадью, попеременно вспыхивающие и угасающие. Позже мне объяснили, что шары имитируют салют. Кстати, в массовке участвовал и сам генеральный продюсер картины. Громкий женский голос скомандовал народу строиться, режиссер Кирилл Белевич объяснил актерам, что нужно делать в кадре: ходить, радоваться и обниматься. Вдруг над площадкой появилась, словно инопланетный пришелец, большая видеокамера. Женщинам раздали романтичные тюльпаны, мужчинам – сдержанные гвоздики. Торопливо засуетились киносъемщики с рациями, все было готово к репетиции. Откуда-то прозвучал голос из мегафона: «Репетиция, начали!» И площадка погрузилась в дух того времени, мужчины обнимались и пели песни, женщины плакали от счастья и целовали детей, молодые девушки с улыбкой проходили с цветами сквозь толпу. Все жили в кадре, жили той Победой, одной на всех, без срока давности.
После нескольких репетиций режиссёр Белевич принял решение начать съемки. Выбежала девушка с хлопушкой с надписью «Фитин» и, хлопнув ею, быстро скрылась из кадра. Камера-мотор… Вот и главный герой проходит сквозь толпу, принимая поздравления с Победой. Массовка продолжает радоваться, и вдруг звучит команда «Салют!», и актеры начинают кричать «Ура!», подбрасывать фуражки и цветы. «Стоп, снято!».
На экранах в шатре режиссёра видно, как актеры смотрятся в кадре – уже практически готовый фильм. В два часа ночи массовка начала подмерзать, между дублями люди то и дело бегали за верхней одеждой, но после грозного голоса и команды: «Снять утепление!», «утепление» у актеров забирали. И опять между ними полетела камера, словно разрезая время, показывая зрителям искреннюю радость от Победы на фоне горечи потерь нашего народа-победителя.
События в фильме берут начало в 1938 году, когда советская разведка была почти полностью обескровлена, испытывая катастрофическую нехватку кадров. В то время руководство страны решилось на неслыханный шаг — срочный набор сотрудников разведки среди гражданского населения. Молодой редактор издательства «Сельхозгиз» Павел Фитин попадает в Школу особого назначения НКВД и после её окончания волею судеб и благодаря незаурядным личным качествам всего через несколько месяцев становится главой советской внешней разведки. В кратчайшие сроки Фитин реанимирует разведку СССР, которая в преддверии Великой Отечественной войны уже ничем не уступает западным конкурентам. Кроме линии о разведчиках, в фильме будут интриги, открытые и скрытые враги, и, конечно, любовь.
В главной роли – Сергей Марин, сыгравший главные роли в недавно вышедшем сериале «Душегубы», «Крепости Бадабер» и других фильмах. Кроме Марина в картине задействована целая плеяда звезд российского кино – Игорь Петренко, Екатерина Вилкова, Артем Ткаченко, Иван Добронравов, Сергей Угрюмов, Егор Бероев, и многие другие.
Сергей Марин рассказывает, что до начала проекта он ничего не знал о Фитине, но герой его «захватил».
– Я читал и смотрел все, что можно было прочитать, все, что доступно на сегодня. Общался с родственниками и непосредственно с сотрудниками Службы внешней разведки, расспрашивая их о разных нюансах: что мог сделать Фитин, а что уже за гранью его образа? Где, в каких кабинетах он мог повысить голос, надавить, а в каких ситуациях должен принять момент? Как проследить, есть ли за тобой «хвост», и какие приемы существуют для того, чтобы уйти от него? – рассказывает главный герой фильма. К тому же Марину для вхождения в образ нужно было перенять главное от настоящего Фитина – внутренний мотив, и этот внутренний мотив – любовь к родине, именно такая, какой она была у настоящего разведчика.
Актер также говорит, что у него с русским разведчиком есть пересекающиеся внутренние черты. Как и Фитин, Марин может взять на себя ответственность, принять самостоятельное решение, не дожидаясь указаний. И действительно, если бы их не было, он вряд ли смог бы сыграть такую роль.
Еще во время перелета в столицу для съемок эпизода на Красной площади актер в очередной раз начинал входить в роль. Он вновь перечитывал материалы, изучал фотографии Фитина, всматриваясь в его лицо. К слову, документальных кадров с Фитиным нет. Поэтому его образ приходилось восстанавливать только по фото, рассказам и документам. Но войдя в роль и отработав положенную смену, актеру нужно еще и выйти из образа.
– У меня есть двенадцать рабочих часов сегодня. И все это время я должен быть Фитиным. И вся эта обстановка, весь антураж здесь, на Красной площади, способствует этому. И, конечно, с площадки я ухожу со своеобразным шлейфом Фитина. Но нужно как-то отвлекаться, что-то послушать или почитать, – то, что тебя переключит, а иначе можно «тронуться» головой, – говорит Марин.
И что тут говорить, Сергею Марину, судя по всему, нравится его роль, его образ, как нравится и настоящий Павел Фитин, так много сделавший для всего человечества в страшные годы Великой Отечественной войны.
– Я рад, что познакомился с таким реальным героем, как Фитин, поскольку его вклад в сохранность всей нашей планеты, буквально всего мира (я говорю об атомном проекте), – это колоссально. И герои, люди, искренне любящие свою родину, это не придумка. Есть люди, которые реально работают для своей Родины, на благо своего Отечества. К сожалению, в последнее время это обесценивается, словно этого не было, словно это не факты, а творческий взгляд на вещи, показываемый в советских фильмах. Но это все реально существует. Это не комиксы, где герои летают в небе, это реальная жизнь, которая в те времена сопровождалась потерями, страхом, болью и надеждой. И благодаря нечеловеческим усилиям наших предков мы сегодня стоим здесь, общаемся и живем. А организация, созданная Фитиным, до сих пор существует и работает на наше благо. Думаю, проект должен получиться хорошим, потому что мы действительно вложили в него душу, – говорит Марин.
Актер уверен, что проект заставит зрителя задуматься и в какой-то степени почувствовать, насколько герои тех лет любили родину и были преданы ей.
На съемочной площадке мне удалось немного пообщаться и с младшим сыном легендарного Фитина, Владимиром Павловичем Фитиным, с которым генеральный продюсер картины Артем Чащихин-Тоидзе консультировался во время работы над сценарием.
– Достаточно ли похож Марин на моего отца внешне? Не думаю, что это ключевой момент, главное, чтобы он был похож внутренне и выдерживал линию, определённую историей и соответствующую реальным событиям, – говорит Владимир Фитин.
– Какие-то нюансы по поводу походки, моторики, жестов и прочих индивидуальных мелочей, которое были характерны Павлу Михайловичу, мы, естественно учли, – подключился к разговору Артем Чащихин-Тоидзе. – Могу сказать точно, что лицом к лицу – это не точная копия, но мы общались и с Владимиром Павловичем, и со многими людьми, которые знали Павла Михайловича, и главное, что мы пытались узнать у всех из них – это черты характера Фитина, его суть. Для нас намного более важным было внутреннее содержание нашего героя, чем стопроцентное внешнее сходство.
Генеральный продюсер и автор проекта также говорит, что это первый сериал о главе разведки «в истории человечества», поскольку снимать фильмы о таких людях очень сложно.
– Всё-таки это кабинетная работа, что не очень хорошо для визуальной составляющей любого проекта, а также информацию о них и об их жизни приходится собирать по крупицам. Поэтому у нас есть герой – начальник разведки – и множество разведчиков, работающих в самых разных уголках планеты, которые также играют ключевые роли в нашем сериале. И эти люди, которые ответственно выполняют его задания, зачастую рискуя жизнью, предоставляют ему секретную информацию, – говорит продюсер.
Свою идею проекта Чащихин-Тоидзе продвигал несколько лет, пока, наконец, Первый канал не согласился поддержать проект. К картине положительно отнеслись и в Минкульте, после чего процесс был запущен.
– Мне очень интересна разведка, эта профессия и все, что с ней связано. Десять лет назад я работал над художественным сериалом к 90-летию разведки под названием «Поединки». До этого работал над документальными фильмами о разведке. Кому-то нравятся водолазы, кому-то космонавты, кому-то – стюардессы, а мне нравятся разведчики, – говорит Чащихин-Тоидзе, называя профессию разведчика «штучной», а их самих – «последними рыцарями ХХ века».
– Стюардессы многим нравятся, – с улыбкой подключился к разговору Фитин, и уже более серьезно продолжил, – те прекрасные художественные сериалы и документальные фильмы, которые сделал Артем, как продюсер и режиссер, убеждают меня в том, что и этот получится блестящим.
Очередным неожиданным моментом оказалось и то, что в массовке в этот день принимал участие заместитель председателя Российского военно-исторического общества Николай Павлович Овсиенко. Впервые в жизни он снялся в кино, поскольку для него этот проект близок и интересен.
– Проект посвящен легендарному человеку в нашей истории, которого мало кто знает – Павлу Михайловичу Фитину. Он возглавлял советскую внешнюю разведку. Человек уникальный и легендарный, поэтому РВИО тоже приложило руку к реализации этого проекта. Когда Артём Борисович предложил принять участие в съемках финальной сцены, я не смог отказать себе в этом удовольствии, – рассказывает Николай Павлович, называя сериал «проектом возрождения имен».
Он также рассказал, что ученые из научного департамента РВИО выступили консультантами проекта, кроме того, консультации съемочной группе давали самые настоящие разведчики, всю свою жизнь посвятившие службе на благо страны.
Съемки окончены. Впереди монтаж и отбор кадров.
Впечатления после посещения съемочной площадки остались незабываемые, тем интересней будет смотреть картину на экране.
Фото и видео автора