Премьера спектакля «Восемь любящих женщин» прошла в театре Моссовета

Спектакль «Восемь любящих женщин» поставила Олеся Невмержицкая, чей режиссерский почерк характеризует глубокое проникновение в женскую суть и умение посмеяться над недостатками, свойственными ее полу.

Название спектакля у любителей кинематографа вызывает в памяти рождественский детектив Франсуа Озона «с одним убийством и восьмью подозреваемыми», в ходе которого выясняют свои отношения прекрасные женщины, во главе с Катрин Денев, Изабель Юппер и Фанни Ардан.

В Театре имени Моссовета женщины не менее прекрасны, и создатели спектакля не стали повторять рисунок знаменитого фильма. Пьесу Робера Тома, сыгранную в театре впервые шестьдесят лет назад, психологически переосмыслили, приправили тонким юмором, изменили финал, при этом сохранив дух и букву произведения — бывает и такое.

Жанр спектакля заявлен, как «психоделический абсурд-ноктюрн с элементами чёрной комедии».

На сцене в символичных декорациях (сценограф Анна Федорова) представлено французское поместье, «расположенное в пяти километрах от ближайшей деревни». Старинный дом, по словам домочадцев, снаружи напоминает неприступную крепость, из которой при закрытых воротах не выбраться даже по пожарной лестнице. Именно здесь собирается большая семья — три поколения женщин — для традиционной встречи Рождества.

Сценография спектакля тонко намекает, что весь затевающийся праздник – сплошная профанация, и меньше всего похож на встречу любящих людей, желающих увидеться после разлуки. Чего стоит одна только рождественская елка, напоминающая силуэтом костлявую деревянную вешалку, которую заботливо наряжает великолепная толстушка Шанель. Эта героиня актрисы Анны Галиновой словно сошла к нам с экранов телевизионных ток-шоу – она болтлива, в меру обаятельна, и своими байками-догадками способна заговорить любого.

Непохожие друг на друга дамы постепенно заполняют пространство сцены — ахи, охи, поцелуи. И вот тут выясняется, что хозяин дома господин Марсель убит в своем кабинете, а двери поместья закрыты, провода телефона перерезаны, собаки отравлены – то есть, не выбраться. Дамы начинают собственное расследование, причем каждая, естественно, подозревает другую в меру сложившихся ранее непростых отношений.

Галерея женских образов в спектакле прелюбопытнейшая, каждую героиню режиссер наделяет каким-то одним выпуклым классическим женским недостатком.

До невозможности хороша прижимистая Бабушка в исполнении народной артистки России Ольги Остроумовой — «вечная жертва обстоятельств». Она без конца жалуется на жизнь, виртуозно тянет внимание на себя и тонко манипулирует домочадцами.

Прекрасна пара соперниц, готовых поубивать друг друга из-за мужчины, — претендующая на добропорядочность Габи, жена Марселя (Ольга Кабо) и тянущая из братца деньги, его сестра — Пьеретта (Евгения Крюкова). Причем, обе сумели вляпаться в интимную связь с одним и тем же человеком — компаньоном Марселя, полностью разорившим его. Но как раз это обстоятельство обеих приличных дам совершенно не смущает.

Екатерина Гусева делает свою Огюстину эдакой пылающей правозащитницей, поднявшейся на баррикады общественной морали. Но у крикливой дамы рыльце в пуху – она годами трется возле комнаты хозяина дома, неровно дыша к Марселю, готовая в любой момент занять место своей родной сестры, если фортуна улыбнется.

Соответственно ведет себя и Луиза (Анна Михайловская) — эффектная блондинка, новая горничная в доме, всегда готовая принести ночью в комнату хозяину стакан холодного чая, и «любезно согласившаяся жить в этой глуши вдали от Парижа».

Экстравагантная девушка Сюзон (Глафира Лебедева), дочь Марселя — наделена прекрасными артистическими способностями. Она, ерничая, «зеркалит» каждого члена семьи, разговаривая с ним в его же манере. За маску этого персонажа пробиться не просто.

Полной противоположностью Сюзон, выступает вторая дочь Марселя Катрин — особа не менее эпатажная (Евдокия Карева). Она громогласно подчеркивает, что «любит спать голой», склонна к феминизму и стремится обличить всё и вся «из любви к папочке». Правда, в своем юношеском максимализме девушка не соизмеряет силу наносимых ею папочке ударов. Выдержит ли отец такие откровения? Катрин это совершенно не заботит. Главное, чтобы восторжествовала справедливость. Она — из тех, к кому более всего применима формула: «цель оправдывает средства».

Так кто же был убийцей Марселя?

Каждая разгневанная женщина, защищаясь, вываливает на головы окружающих все подробности закулисной жизни семьи, тщательно ранее скрываемые от посторонних глаз. Несколько часов – и все тайное становится явным, а женская вселенная семейства, лишенная оси мужского присмотра, грозится разлететься на осколки.

Впрочем, до взрыва классическую историю в Театре Моссовета решили не доводить. Трагедия оборачивается фарсом, тень «отца Гамлета» примеряет маску Фантомаса. Но это тот самый момент, который лучше увидеть самим!

Елена Булова.