XII Международный фестиваль сценического фехтования «Серебряная шпага» им. Н. В. Карпова

«Хоп, хоп, хоп — уноси готовенького! Хоп, хоп, хоп — кто на новенького?» — напевали мы в детстве, лихо  размахивая палкой (извините, шпагой)!  Напевали и завидовали красавцам-актерам, так умело фехтующим на экране кино или сцене театра… Сценический бой и фехтование – обязательные дисциплины любого театрального вуза и входят в программу воспитания актёра наряду с хореографией, зрелищное, необычное и эффективное сочетание физической нагрузки, актерского тренинга и импровизации.

В Учебном театре ГИТИС прошел XII Международный фестиваль сценического фехтования «СЕРЕБРЯНАЯ ШПАГА». Его участниками стали студенты и актёры из Санкт-Петербурга, Перми, Твери, Ярославля, Краснодара, Калининграда, Иркутска, Ижевска, Челябинска, Черемхово, Казани, Москвы и Казахстана. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ.

«Серебряная шпага» — единственный в мире профессиональный фестиваль сценического фехтования, на котором актёры и студенты театральных вузов  демонстрируют мастерство филигранного владения клинком. Яркие номера участников фестиваля, представляющих разные театральные школы, дают зрителям редкую возможность увидеть вживую то, что обычно показывают только в кино.

Энциклопедия гласит, что сценическое фехтование  (англ. stage fencing) — специальная учебная дисциплина в программе пластической подготовки актёров в театральных вузах. Широко применяется в театре и кино. В основе сценического фехтования лежит техника спортивного, однако цели и задачи у него абсолютно противоположные: на сцене нужно показать правдоподобный, но при этом эстетически красивый, выразительный и безопасный для участников поединок. Все движения разучиваются заранее, работа проходит без специальной защиты. Оружие может быть любым — спортивным, аналогичным боевому и т. д.

В России история сценического фехтования, как дисциплины, отличной от фехтования классического (боевого), берёт своё начало в XIX веке. Первый учебник по сценическому фехтованию в России появился в Москве в 1910 г.  Г. Кристи в книге «Воспитание школы Станиславского» отмечает, что: «Фехтование входит в программу воспитания актера с давних пор. Прежде немногие пьесы обходились без эпи­зодов драки и дуэли. В эпоху Ренессанса сложился даже особый жанр драматургии «плаща и шлаги». Но помимо практической необходимости обучать актеров владеть оружием, было замечено, что тренировка в сценическом бое воспитывает еще и другие нужные актеру навыки. Она вырабатывает умение управлять своими движения­ми, быстро реагировать на малейшее изменение внешних обстоятельств, точно учитывать поведение партнера и вести с ним чрезвычайно острый и напористый немой диалог. Бой с противником — это всегда активное взаи­модействие, и малейшая неточность в поведении грозит поражением. Даже в том случае, когда движения в сце­ническом бою заранее обусловлены и разучены, живое взаимодействие между партнерами все же сохраняется, так как ни на одну секунду не прекращается острая зави­симость их друг от друга».

Фестиваль сценического фехтования «Серебряная шпага» существует с 2007 года. Его основателем был заведующий кафедрой сценической пластики ГИТИС, заслуженный артист России Николай Васильевич Карпов, имя которого присвоено фестивалю. С 2012 года фестиваль стал Всероссийским, а с 2013 – Международным

Президент фестиваля – профессор, зав. кафедрой сценической пластики ГИТИС, актёр, режиссёр, каскадёр, постановщик трюков Айдар Закиров. Он принимал участие в более чем в 50 фильмах, а в  качестве режиссёра по пластике ставит спектакли в ведущих театрах России и за рубежом.

Мастерство филигранного владения клинком участников оценивало  международное жюри: постановщик боёв и трюков в кино, Президент Ассоциации каскадёров России Валерий Деркач; постановщик боёв в театре и кино, доцент Школы-студии МХАТ им. Вл.И. Немировича-Данченко; Заслуженный работник культуры Андрей Ураев; итальянский актёр и режиссёр, педагог по сценическому движению и Union Academy of Theatre and Cinema (EUTHECA) Массимилиано Кутрера, каскадёр, постановщик боёв, продюсер в компании, специализирующейся на исторических фильмах, вице-президент Ассоциации Каскадеров Чешской Республики; совладелец кинокомпании «Three Brothers Production»  Игорь Кристоф; актёр театра и кино, лауреат фестиваля «Кинотавр» и премии «Ника» Александр Паль.

Основные номинации конкурсной программы: лучший бой, оригинальный бой, лучший исполнитель, лучшая исполнительница. В конкурсную программу вошли 26 номеров. Призы победителям в главных номинациях – авторские клинки ручной работы  сделаны знаменитым мастером Сергеем Лютровым (РАМТ) и мастерской Игоря Кристофа (Чехия).

Цель проекта — выявление и поддержка одарённых студентов и педагогов российских и зарубежных театральных учебных заведений, содействие росту творческих способностей и обмену накопленным опытом среди педагогов, режиссёров и актёров. Неоспоримым  плюсом сценического фехтования является развитие темперамента: с первых занятий физическое действие становится и очень эмоциональным, так как все поединки проходят в атмосфере сильной психической напряженности. Во время обучения эта напряженность со временем превращается в хороший азарт, позволяя контролировать своё тело и эмоции единовременно, что зачастую является проблемой у начинающих актеров.

В рамках фестиваля также прошли многочисленные мастер-классы.  Как отмечали специалисты и студенты, искусство владения своим телом на сцене предполагает чистоту движений, их смысловую определенность, абсолютную точность по количеству и качеству. Все должно быть ярко и конкретно: смысловые оттенки движений, скорость, сила, величина, а пластический рисунок  необходимо выверять до малейшей подробности, только тогда он становится значительным и выразительным.

Михаил Ковалев.

Фото автора