Олег Погудин — тот самый Вертинский

Народный артист России Олег Погудин в Мастерской Петра Фоменко «презентовал» своего «Вертинского».

Эта программа задолго до выхода фильма Светланы Астрецовой о гениальном шансонье и сериала «Вертинский», который вышел буквально недавно, стала культовой: билеты на нее расходятся моментально, в зале всегда можно увидеть хотя бы несколько известных персон, а количество цветов и децибелы аплодисментов вообще не поддаются описанию.

«Серебряный голос России», умнейший и добрейший человек, артист с непревзойденным талантом и искрометным юмором, вдохновенным отношением к творчеству и преданный своему  зрителю дал концерт-спектакль в Мастерской Петра Фоменко.  Сочетание имени исполнителя, Вертинского и сцены, давно ставшей для москвичей театральной Меккой, привело к тому, что билеты были раскуплены за несколько часов, а в зале, помимо обожающей Погудина публики, можно было увидеть артистов, музыкантов, фотохудожников…

Проникновенный взгляд, вдохновенное исполнение и, конечно же, Голос, который забыть невозможно, а повторить — нереально. Все это — Олег Погудин в Мастерской Петра Фоменко.  Многие специально приехали из других городов, например, Елена Сергеевна Березина, профессор из Омского педагогического университета.

«Олег Погудин не просто реанимировал Вертинского, но и создал великого трагического поэта, открыв и написав новую страницу его творчества, и это пропустить нельзя», — поделилась она впечатлениями после представления.

Пианист-виртуоз Олег Вайнштейн — не просто аккомпаниатор этого спектакля, он звезда Мариинки и «соавтор» многих известных артистов, концертмейстер  со своей афишей, лауреат многих международных конкурсов, член Шопеновского общества, доцент Санкт-Петербургской консерватории. На прошедшем вечере он  играл Рахманинова и Шопена —  Вертинский был дружен с Рахманиновым. Песня «Чужие города» была впервые исполнена у него в гостях. Ну а Шопен – один из самых популярных в Серебряном веке композитор.

Зрители спектакля увидели и услышали в этот вечер удивительное взаимопонимание между двумя  мэтрами сцены — с полуслова, полувзгляда, со взмаха руки исполнителя. Каждая песня — выстрадана, разобрана на «атомы» история ее создания, обыграно и показано мимикой и жестами практически каждое слово… Низкий поклон Олегу Погудину за то, что исполняет Вертинского не грассируя…

Неотъемлемая «часть» спектакля — это улыбка и  руки народного любимца, которые «живут отдельной жизнью»: тонкие пальцы перебирают, летят как птицы, «озвучивают» и показывают практически каждую мысль песни…

В антракте среди публики постоянно раздавались голоса: «Вот он, настоящий Вертинский».

— А можем ли мы увидеть настоящего Вертинского?  — спросил я у консультанта документального фильма «Вертинский. Одинокий странник» Анны Сокольской.

— Весь вопрос в том, что такое «настоящий»? Мы не можем увидеть, как пел Вертинский – эти кадры не сохранились. Есть пластинки, есть кинороли. А вот кино- и телесъемки его выступлений нет. Ежедневное телевещание началось в Москве 70 лет назад, но Вертинскому места на экране не нашлось. Это — невосполнимая потеря.

Но искусство – не шоу «Точь в точь». И конечно, мы видим не Вертинского, а Олега Погудина, который на материале песен Вертинского с позиции нашего современника рассказывает историю о судьбе человека на переломе эпох.

Есть еще одно, о чем нельзя не сказать.  Снять любой байопик или экранизировать классику безумно сложно еще и потому, что у каждого зрителя есть свои образы Ахматовой, Блока, Наташи Ростовой или Андрея Болконского. И очень часто зритель говорит. мол, нет, это не мой Толстой или не мой Вертинский. А бывает, что восклицает как у Грина в «Алых парусах»: «Совершенно такой!»

И это случай Погудина.

В этот вечер Олег Погудин порадовал публику шедеврами «Сумасшедший шарманщик», «За кулисами», «Лиловый негр»,  «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Мадам, уже падают листья»,  «Бал Господень»,  «Попугай Флобер», «Темнеет дорога», « Прощальный ужин», «То, что я должен сказать», «Чужие города»,  «Желтый ангел», «В степи молдаванской», «Злые духи», «У высокого берега», «Доченьки», «В синем и далеком океане», «Над розовым морем», «Письмо первому заместителю министра культуры Кафтанову С. В.» (читает), «Матросы». Ну, и на БИС — у Погудина иначе не бывает — «Дорогой длинною».

Овация продолжалась минут десять. А во время исполнения «Я не знаю, зачем» в зале слышались рыдания…

Владимир Сабадаш.

Фото Светланы Юрьевой и Елены Мартынюк