Народный артист России Олег Погудин в Мастерской Петра Фоменко «презентовал» своего «Вертинского».
Эта программа задолго до выхода фильма Светланы Астрецовой о гениальном шансонье и сериала «Вертинский», который вышел буквально недавно, стала культовой: билеты на нее расходятся моментально, в зале всегда можно увидеть хотя бы несколько известных персон, а количество цветов и децибелы аплодисментов вообще не поддаются описанию.
«Серебряный голос России», умнейший и добрейший человек, артист с непревзойденным талантом и искрометным юмором, вдохновенным отношением к творчеству и преданный своему зрителю дал концерт-спектакль в Мастерской Петра Фоменко. Сочетание имени исполнителя, Вертинского и сцены, давно ставшей для москвичей театральной Меккой, привело к тому, что билеты были раскуплены за несколько часов, а в зале, помимо обожающей Погудина публики, можно было увидеть артистов, музыкантов, фотохудожников…
Проникновенный взгляд, вдохновенное исполнение и, конечно же, Голос, который забыть невозможно, а повторить – нереально. Все это – Олег Погудин в Мастерской Петра Фоменко. Многие специально приехали из других городов, например, Елена Сергеевна Березина, профессор из Омского педагогического университета.
«Олег Погудин не просто реанимировал Вертинского, но и создал великого трагического поэта, открыв и написав новую страницу его творчества, и это пропустить нельзя», – поделилась она впечатлениями после представления.
Пианист-виртуоз Олег Вайнштейн – не просто аккомпаниатор этого спектакля, он звезда Мариинки и «соавтор» многих известных артистов, концертмейстер со своей афишей, лауреат многих международных конкурсов, член Шопеновского общества, доцент Санкт-Петербургской консерватории. На прошедшем вечере он играл Рахманинова и Шопена – Вертинский был дружен с Рахманиновым. Песня «Чужие города» была впервые исполнена у него в гостях. Ну а Шопен – один из самых популярных в Серебряном веке композитор.
Зрители спектакля увидели и услышали в этот вечер удивительное взаимопонимание между двумя мэтрами сцены – с полуслова, полувзгляда, со взмаха руки исполнителя. Каждая песня – выстрадана, разобрана на «атомы» история ее создания, обыграно и показано мимикой и жестами практически каждое слово… Низкий поклон Олегу Погудину за то, что исполняет Вертинского не грассируя…
Неотъемлемая «часть» спектакля – это улыбка и руки народного любимца, которые «живут отдельной жизнью»: тонкие пальцы перебирают, летят как птицы, «озвучивают» и показывают практически каждую мысль песни…
В антракте среди публики постоянно раздавались голоса: «Вот он, настоящий Вертинский».
– А можем ли мы увидеть настоящего Вертинского? – спросил я у консультанта документального фильма «Вертинский. Одинокий странник» Анны Сокольской.
– Весь вопрос в том, что такое «настоящий»? Мы не можем увидеть, как пел Вертинский – эти кадры не сохранились. Есть пластинки, есть кинороли. А вот кино- и телесъемки его выступлений нет. Ежедневное телевещание началось в Москве 70 лет назад, но Вертинскому места на экране не нашлось. Это – невосполнимая потеря.
Но искусство – не шоу «Точь в точь». И конечно, мы видим не Вертинского, а Олега Погудина, который на материале песен Вертинского с позиции нашего современника рассказывает историю о судьбе человека на переломе эпох.
Есть еще одно, о чем нельзя не сказать. Снять любой байопик или экранизировать классику безумно сложно еще и потому, что у каждого зрителя есть свои образы Ахматовой, Блока, Наташи Ростовой или Андрея Болконского. И очень часто зритель говорит. мол, нет, это не мой Толстой или не мой Вертинский. А бывает, что восклицает как у Грина в «Алых парусах»: «Совершенно такой!»
И это случай Погудина.
В этот вечер Олег Погудин порадовал публику шедеврами «Сумасшедший шарманщик», «За кулисами», «Лиловый негр», «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Мадам, уже падают листья», «Бал Господень», «Попугай Флобер», «Темнеет дорога», « Прощальный ужин», «То, что я должен сказать», «Чужие города», «Желтый ангел», «В степи молдаванской», «Злые духи», «У высокого берега», «Доченьки», «В синем и далеком океане», «Над розовым морем», «Письмо первому заместителю министра культуры Кафтанову С. В.» (читает), «Матросы». Ну, и на БИС – у Погудина иначе не бывает – «Дорогой длинною».
Овация продолжалась минут десять. А во время исполнения «Я не знаю, зачем» в зале слышались рыдания…
Владимир Сабадаш.
Фото Светланы Юрьевой и Елены Мартынюк