Стас Намин: Объектив — это мои глаза, а фотография — точка зрения

Персональная фотовыставка Стаса Намина открылась в Галерее классической фотографии в Москве.

Юбилейная программа авторских мероприятий фотографа и художника, музыканта и композитора, режиссера театра и кино Стаса Намина, проходившая в течение всего 2021 года и связанная с его 70-летием, продолжается масштабной персональной фотовыставкой под названием «Единство контрапункта». В экспозиции представлено более ста работ, охватывающих все периоды, темы и направления фотографического творчества.

Фотография — увлечение, которое появилось у Намина в раннем детстве, когда отец подарил восьмилетнему сыну первую фотокамеру «СМЕНА-4», популярную в то время модель. С годами это увлечение переросло в профессиональный интерес и прочно вошло в число его творческих амплуа. Намин как фотограф и дизайнер самостоятельно создавал плакаты для концертов своей группы.

Это наиболее полная за последние 20 лет фоторетроспектива Намина. Предыдущая масштабная выставка работ фотохудожника состоялась в 2001 году в Строгановском дворце Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а перед этим проходили персональные выставки в Центральном доме художника и Большом Манеже в Москве.

Сегодня мы видим ранние аналоговые работы, в том числе черно-белые фотографии 12-летнего Намина. Значимую часть экспозиции занимают тревел-серии, сделанные во время многочисленных, в том числе и кругосветных, путешествий автора. Северная и Южная Америка, Африка, Индия, остров Пасхи, Армения — яркий калейдоскоп из лиц, пейзажей, архитектурных диковин, животных, обрядов, ритуалов и жизненных сценок создает особый мир — тот мир, в котором живет фотограф, в котором ему уютно и которым он спешит поделиться со зрителем. Намин не ловит моменты, он создает фотоновеллы, эссе, поэмы…

Частью выставки стал создававшийся на протяжении 15 лет цикл «Магия Венеры», посвященный феномену рождения человека. Этот уникальный проект представил Государственный Русский музей, который курировал это фотографическое исследование одного из самых таинственных феноменов женской природы. Работы этого цикла впервые представлены в экспозиционном пространстве. Автор так отзывается о «женской» тематике в своем творчестве: «Женская красота для меня — это часть той, созданной природой, красоты, которую я ищу в жизни и пытаюсь запечатлеть разными способами: в живописи, в фотографии, в кино, в театре и даже в музыке. В женских образах я вижу удивительную и необъяснимую энергетику и волшебную красоту, которую стараюсь передать через цвет, пластику, тени и, конечно, глаза».

Эксперименты фотографа с цифровыми технологиями представлены сериями «Компьютерные игры», где главенствуют пластика и цвет. Намин рассказал, что абсолютно нормально относится к компьютерным технологиям: «Документальная фотография без фотошопа, без каких-то поправок — это жанр классической фотографии. Именно в этом жанре сделаны фотографии, которые вошли в мой альбом, выпущенный Русским музеем в 2001 году. А фотография, в которую вы вносите изменения, особенно художественные, — это уже жанр смешанный. Он ближе к изобразительному искусству, где вы можете менять реальную действительность по своему вкусу и фантазии. В этой области я тоже экспериментирую: это и компьютерные опусы, и смешанная техника. Как компьютерная графика в кинематографе превращает кино в совершенно новый жанр, с фотографией та же история. Обработка может быть применена как спецэффект в рамках основной фотографии, чтобы что-то приукрасить, а может быть причиной полной смены жанра, превращения в другой фантастический мир, который вы выдумываете сами. Почему писатель или художник может придумывать, а обрабатывающий фотографию — нет? Фотошоп — тоже вид современного художества, компиляция на основе одной или нескольких фотографий. Технологии развиваются так быстро, что трудно представить, что будет через десять лет».

Невозможно равнодушно пройти мимо серии «Матриархат», где фантастическая красота и экзотика сюжетов складываются в современную концепцию эмансипации.

Стас Намин практикует студийную съемку ню, снимает пейзажи, природу во время путешествий. Постановочных кадров не так много, как «выхватывания» красивых моментов из естественной жизни.

Видно, что фотограф и модель находятся в полном контакте, получая удовольствие от процесса и ожидаемого результата. Здесь срабатывает какая-то мистическая энергетика, ведь, как говорит Намин, сама фотография — тоже мистика. Кто бы мог представить в Средневековье или в эпоху Возрождения, что можно останавливать время, запечатляя навечно его мгновения?

«Мне кажется, самое главное в любом искусстве — это красота. Если получилось красиво, для меня этого уже вполне достаточно, а смысл и концепция — это как бонус к красоте», — считает Стас Намин, и его выставка тому прекрасное подтверждение.

Михаил Ковалев.

Фото автора