Мотивация у школьных учителей зависит от возраста и стажа работы

учитель

Ученые Российской академии образования провели опрос, в котором проанализировали отношение почти 3,5 тысяч педагогов разного возраста к своей работе. Оказалось, что мотивация профессиональной деятельности, как правило, меняется вместе со стажем: если молодому педагогу важно подготовить детей к усвоению знаний, то для учителей с большим стажем на первый план выходит задача научить детей учиться самостоятельно.

По словам научного руководителя лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО Владимира Собкина, главная цель молодого педагога, только пришедшего в школу – дать учащимся предметные знания. Достигнута она может быть за счет демонстрации высокого владения предметом, предоставления детям образца того, как правильно решать задачи.

— Когда же педагог приобретает больший стаж, для него важнее становятся воспитательные задачи, а также усиливается потребность в том, чтобы ученики принимали его как личность, – отметил Владимир Собкин, выступая на лекции в рамках проекта «Школа современного учителя: X-lab» в Российской академии образования.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что у педагогов со стажем 9 – 13 лет возможно наступление профессионального кризиса, когда творческая активность проявляется скорее ради разнообразия, а не с целью развития учащихся. У педагога со стажем 14 – 18 лет начинает проявляться новая доминанта, определяющая ориентацию учителя на постановку задач по личностному развитию учащихся. После 20 лет работы на первый план для учителя выходят мотивы, связанные с развитием ученика как субъекта образовательной деятельности, его личностным развитием. На этом этапе важным становится не только дать предметные знания, но и «научить учиться».

Результаты исследования будут использоваться специалистами при разработке новых программ повышения квалификации педагогов.

Мона Платонова.