Эвклид Кюрдзидис: Актерская стезя очень скользкая…

Недавно в Москве состоялось событие, которому предшествовала очень трудная и большая работа. На Смоленском бульваре, на доме номер 6 появилась мемориальная доска актеру Олегу Далю. В этом году ему бы исполнилось 80 лет. Памятник Олегу Далю пытались открыть много лет назад, но чиновники отвергали это просьбу мотивируя, что актер не имеет званий и заслуг. Но у талантливого актера есть главная заслуга – это народная любовь. Открыть доску-мемориал пришли преданные поклонники его творчества, в том числе Заслуженный артист России Евклид Кюрдзидис. Мы побеседовали об Олеге Дале, о творчестве и о приобщении к культуре молодого поколения.

Директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина, продюсер Светлана Винтер, скульптор мемориала Филипп Трушин, актер Эвклид Кюрдзидис (слева направо). Фото автора

— Евклид, вам не кажется, что это какая-то мистическая случайность, что вы не только большой поклонник талантливого актера, но и живете в доме, где ранее проживал Олег Иванович?

— Мне кажется, что в этой жизни нет ничего случайного.  Когда я учился во ВГИКЕ, то писал дипломную работу по творчеству Олегу Даля. Моя работа понравилась его супруге Елизавете Алексеевне. Позже я стал сниматься у режиссера Владимира Яковлевича Мотыля, который стал моим «крестным отцом» в кинематографе, и опять связь с любимым актером продолжилась — Владимир Мотыль снял фильм «Женя, Женечка и «катюша», в котором Олег Даль сыграл главную роль.

И когда искал квартиру в Москве, совершенно случайно приобрел себе жилье в доме, в котором жил Олег Даль. Столько вот таких «не случайностей» меня очень трогают. И мне хочется сказать большое спасибо Гильдии актеров кино России, Сергею Петровичу Никоненко и президенту гильдии Валерии Александровне Гущиной за то, что они делают все, чтобы зритель помнил своих любимых артистов. Олег Даль оставил после себя такое мощное наследие, что, надеюсь, еще следующие поколения будут смотреть с огромным удовольствием его работы и читать его стихи.

— А какие фильмы с участием Олега Даля вы больше всего любите?

— Это картина «Старая, старая сказка», на которой я вырос. В детстве «засмотрел» эту ленту до дыр, а потом уже «Женя, Женечка и «катюша»». А по мере взросления — драма «Отпуск в сентябре». Еще позже — почти все его талантливые работы, которые меня как актера заставляли погружаться в образ. Если раньше смотрел кино как зритель, то в институте мы разбирали его творчество очень подробно, изучали телевизионные спектакли. Например, меня восхищал многосерийный телефильм «Приключения принца Флоризеля», в котором Олег Даль создал особую атмосферу актерской игры, без него не было бы этого блеска.

— Про Олега Даля говорили, что у него асоциальное лицо, и что он, например, не мог играть образы рабочего. Как вы относитесь к тому, что советский кинематограф чаще всего отвергал красивых, харизматичных актеров?

— Если разбираться, то я тоже не социальный актер. Недавно был прямой эфир на канале «Ностальгия. Рожденные в СССР», с телеэкрана я задал зрителям вопрос: «Кого я мог играть в советском кино?» Звонков было много, но единое мнение — не социального героя… Так же и Олег Даль не мог играть сталевара, кузнеца. Но это то, лицо и тот голос, которое не перепутать ни с каким другим. Этого актера даже сравнивать с кем-то сложно.

— Получается, что и вам в советское время было бы нелегко существовать на сцене и в кино?

— И тогда было бы сложно и сейчас не просто.  Понимаете, можно сыграть одну роль и войти в века, а можно сыграть миллион ролей и остаться проходным актером. Даль оставил после себя выдающееся наследие, не имея никаких званий, не имея особого отношения партийного правительства. Но у него нет ни одной проходной работы, как в кино, так и в театре. Мне, к сожалению, не удалось увидеть его театральные работы на сцене, но я много видел в записи. Когда-то посмотрел телевизионную постановку «Дальше тишина» с Ростиславом Пляттом и Фаиной Раневской и ощущение было незабываемое, словно побывал в театре. Так же и театральные записи с Далем — пленка передает энергетику, каждая роль на сцене уникальна.

— Сегодня вы часто отказываетесь от ролей?

— Не часто, но иногда отказываюсь. Когда ты взрослеешь приходится рассматривать предложения более придирчиво. Раньше был моложе, кидался на всё, потому что был нужен опыт. Иногда соглашался ради партнеров, иногда из-за режиссера, а случалось, что шел на съемки ради идеи: роль не нравится, а идея хорошая. А сейчас, когда взрослеешь, конечно, приходится отбирать более тщательнее.

— А в качестве драматурга не думаете написать себе интересную роль?

— Когда-то в родных Ессентуках начинал учить русский язык и в первом классе по этому предмету получал единицы, потом в третьем-четвертом классе пытался сказать, как меня потрясли произведения Николая Гоголя, но даже мысль на русском языке правильно не мог выразить, о писательстве даже не помышлял. Но недавно, восемь лет назад, пришел в литературу и написал какие-то путевые заметки, их стали печатать.  И мне сказали: «Отличные заметки! У тебя есть юмор, есть ирония, язык отличный». Но если честно, завидую тем, кто может писать стихи, романы. Знаю, насколько сложно написать профессиональный сценарий, поэтому пусть каждый занимается своим делом. Но, кстати, может быть я уже готов к режиссуре.

— Вы закончили актерский факультет ВГИКа. Если из ваших родных Ессентуков молодежь сегодня захочет приехать в Москву и, как говорили раньше, «выучиться на актера» — насколько этот шанс реален?

— Шанс реален, всё зависит от цели и упорства. Во-первых, я пример для них — в четырнадцать лет уехал из Ессентуков учиться в Москву, и пусть моя история для моих земляков будет неким ориентиром. Конечно, мне было очень не просто, я приехал в Москву в 1983 году, и только через десять лет поступил во ВГИК. Но положа руку на сердце, скажу, что несмотря на то, что тогда времена были сложные, сегодня молодым людям гораздо сложнее, чем мне в тот период.  Потому что тогда у нас были ценности совершенно другие: было модно читать книги, ходить в театры, смотреть хорошее кино, разговаривать на умные темы, обсуждать увиденное, прочитанное. Тогда было модно быть скромным, не выпячивать себя, слово «достоинство» было не пустым звуком. А сегодня если ты скромный, то значит «лузер», если читаешь книги, то это вообще какая странность. Если полистать социальные сети, то там вообще какой паноптикум творится… Молодому человеку из этого информационного болота, полного хаоса, сложнее выпрыгнуть, сложнее разобраться кто есть кто.  Поэтому в этом году я открыл детскую телевизионную театральную студию в городе Ессентуки. Она рассчитана на детей от 12 до 18 лет. В студии преподают гениальные педагоги по актерскому мастерству, дети изучают там сценическую речь, сценическое движение, киноискусство, монтажное, операторское, дикторское мастерство. Мы пригласили лучших педагогов Ставрополья и каждый месяц из столицы приезжают известные киноактеры, режиссеры, продюсеры, операторы заниматься с детьми. Идея вынашивалась с 2018 года, долгое время собирали кадры, программы. А сегодня можем проводить творческие вечера, мастер-классы, у нас шикарное помещение, это Театр-Парк.

— Будете ориентировать детей на актерскую профессию?

— Мне главное их инфицировать любовью к искусству и культуре, а дальше они сами выберут, чем им заниматься в жизни. Но я абсолютно уверен, что детей надо отговаривать от актерской профессии. Многие родители мне говорят: «У меня такой талантливый ребенок!» Но я объясняю, что актерская профессия очень тяжелая, зависимая. Это очень скользкая стезя, по которой невероятно тяжело идти. И если вы отговорите ребенка, то вы его спасете. Потому что не каждый актер может пережить трагические минуты забвения.

— Хотите сказать, что у нас переизбыток актерских кадров?

— Я не это имею ввиду, я хотел сказать, что не каждому артисту дано достойно пройти этот трудный путь. Знаю многих людей, для которых годы безвестности стали настоящей драмой.

— Ваша школа бесплатная?

— К сожалению, она пока платная, но я ищу инвестора, который возьмет на себя эту функцию. И, кстати, мы берем не всех детей. У нашей комиссии очень серьезное прослушивание, отбираем только способных. Очень надеюсь, что найду инвестора и для одаренных детей учеба будет бесплатная.

— И где можно будет увидеть итоги этой учебы?

— У нас каждый месяц отчетное театрализованное шоу, и это такое счастье — увидеть детей совершенно другими, более подготовленными. К нам прилетал Никита Высоцкий и провел занятия, ждем также с мастер-классом актера и режиссера Дмитрия Иосифова. Дети уже сняли маленькие ролики, интервью друг с другом, интервью с известными людьми, в конце ноября делаем киноотчеты, благодаря которым видим динамику. Сейчас мы ведем переговоры с преподавателями из театральных училищ имени Щукина и Щепкина, из МХАТа. Надеюсь, что к следующему фестивалю «Хрустальный источник», который мы проводим ежегодно ребята представят зрителям свои итоги. Мы будем готовить детей, чтобы они в будущем могли работать как в кадре, так и за кадром. Но самое главное, чтобы эти дети выросли образованными людьми, ориентированными на отечественную культуру.

Беседу вела Анжела Якубовская.

Фото Ильи Золкина