В Театральной школе Олега Табакова (ТШТ) состоялась церемония подписания трехстороннего соглашения о сотрудничестве в вопросах психологического сопровождения в сфере театрального образования. Инициатором организации такого сотрудничества стал художественный руководитель Московского Театра Олега Табакова Владимир Машков.
Великолепный артист, режиссер и педагог, ученик Олега Павловича, он трепетно относится к процессу формирования из талантливых ребят, которых скрупулезно отбирают со всей России в табаковскую школу, великолепно обученных профессионалов и разносторонних личностей. Так два года назад возник совместный образовательный проект с Третьяковской галереей – «Атом воображения».
Теперь Московский Театр Олега Табакова, Психологический институт Российской академии образования и Факультет психологии МГУ подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве. Понятно, что воспитывая молодое поколение артистов в традициях русского психологического театра, невозможно игнорировать подготовку и в этой сфере.
На церемонии Владимир Машков сказал: «Год науки подходит к концу, но для нашего Театра, для нашей Школы работа с собой, работа над профессией продолжается. Без опоры на психологию русский психологический театр невозможен. В конце своей жизни Константин Сергеевич Станиславский определил, как высшее счастье на земле – процесс познавания. Познавание себя, искусства в себе, познавание жизни – это высшее счастье творческого человека, тем более артиста. Мне кажется, что сотрудничество, которое мы начали и продолжаем, принесет нам много полезного в понимании жизни, человеческого духа, поможет нам понять, каким путем можно ближе всего подойти к вдохновению, к творческому самочувствию. Когда эмоциональная, интеллектуальная, чувственная сферы работают на полную мощь, и когда ты можешь сказать о себе на сцене словами Станиславского «Я есмь», я полностью «здесь и сейчас». Это очень важное сотрудничество и для меня очень вдохновляющее».
Декан факультета психологии МГУ, директор Психологического института РАО Юрий Зинченко: «Что делают психологи в театре? Традиции такого сотрудничества в России достаточно давние. У нас есть Моцарт в психологии, так его называют наши американские коллеги, Лев Семенович Выготский, который много времени посвятил театру. Сегодня мы начинаем новый период взаимодействия с театром, и это не вопрос экспериментальных исследований. Это изучение новых подходов, когда психология как наука помогает не только освоить актерскую профессию, но и одновременно познать в ней себя. Познание себя – главная задача человека, тем более, мне кажется, артиста. От успешности решения этой задачи во многом зависит профессиональный успех. А 50 процентов правильного решения задачи – правильно заданная проблема. Нам, в свою очередь, тоже есть чему поучиться у артистов”.
Доцент кафедры психологии, образования и педагогики факультета психологии МГУ Александра Долгих, пояснила, что у воспитанников Школы Олега Табакова будут, в частности, развивать представления об эмоциях. Будет разработана методика по распознаванию чужих эмоций. Новую методику планируется запатентовать. Такие наработки помогут анализировать способности будущих артистов, их психологические особенности, чтобы выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Психологи дадут оценку скорости реакции первокурсников, особенностям памяти, мышления, пространственным способностям, мотивации. “Когда мы будем иметь входной портрет наших студентов, мы потом сможем отследить их динамику”. В дальнейшем ведущие психологи страны совместно с педагогами ТШТ разработают научно-методические рекомендации по использованию психологических технологий в обучении будущих артистов, а также научно-обоснованные подходы, призванные помочь артисту в работе над ролью и над собой.
Ирина Шведова.
Фото пресс-службы Московского театра Олега Табакова.