Премьерой спектакля по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» режиссера Анатолия Шульева театр Маяковского открывает свой юбилейной год.
Как известно, Московский академический театр имени Владимира Маяковского осенью будет праздновать свой 100-летний юбилей. А художественному руководителю Маяковки Миндаугасу Карбаускису в январе исполнится 50 лет, десять из которых режиссер возглавляет театр. За этот срок здесь выпустили более полусотни премьер, открыли после капремонта Сцену на Сретенке, создали Студию-Off (первую в России студию документального театра при репертуарном театре).
Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» был написана Островским более полутора веков назад, и всё это время она не сходит с подмостков театров.
Режиссер спектакля Анатолий Шульев:
«В Островском особенно сильно ощущается время и наши корни. Я искал материал, который был бы созвучен тому, что происходит сейчас, хотел проанализировать ситуацию. Ведь мир застыл, а вместе с ним и мы все как бы зацементировались на своих местах. Герой пьесы как раз в поисках этого места. Он пытается найти себя, свою роль, где будет нужным…»
Как точно подметил заслуженный артист России Виктор Запорожский, исполнитель роли Мамаева:
«Островский до сих пор не сходит со сцены потому, что он больше всех знает про нашу российскую жизнь. Для меня это драматург номер один. Он всегда поражает диапазоном страстей: пронзительный, трогательный, яростный… – в XIX веке он сумел разглядеть в нас то, что есть сейчас, и то, что будет всегда. Желание Мамаева поучать, давать советы неистребимо потому, что ему важно, чтобы люди поступали правильно, согласно здравому смыслу. Он одолеваем страстью сделать мир лучше. И как ему мириться с тем, что в мире столько несовершенств? «Мы куда-то идем, куда-то ведут нас; но ни мы не знаем куда, ни те, которые ведут нас. И чем все это кончится?», – говорит Мамаев, и его слова демонстрируют неравнодушие и боль за мир».
Со времени создания пьесы карьерные пути для многих молодых остались прежними. Как выбиться наверх? Подстроиться под «нужного» человека, польстить, угодить, найти покровителя, наконец, заключить выгодный брак. Тем более, когда все вокруг «обманываться рады» и с удовольствием играют свои роли. Глумов вселяет в каждого надежду, дает шанс поверить своей мечте: одному – что тот может писать, другой – возможность почувствовать себя снова молодой и привлекательной. Герой говорит каждому человеку то, что тот хочет услышать. Но путь этот скользкий и рискованный…
В премьере заняты заслуженные артисты России Виктор Запорожский, Александр Андриенко, Татьяна Аугшкап, Надежда Бутырцева, а также Юлия Силаева, Виталий Ленский, Владимир Гуськов, Валерия Забегаева, Валерия Куликова, Иван Выборнов. Главную роль – Егора Глумова – режиссер доверил восходящей звезде «Маяковки», молодому выпускнику Мастерской Миндаугаса Карбаускиса (ГИТИС) Семёну Алёшину.
«Мне нравится, что наш спектакль не привязан к какому-то конкретному времени. Глумов – нормальный человек, он никому не врет. Он льстит – ну а кто не льстит? Никто не будет грубо разговаривать с начальником, но будет тщательно подбирать слова. Конечно, у него есть свой план, как пробиться наверх. Чуть-чуть себя принизить, чтобы другого возвысить – это тоже Глумов. Каждый из нас в какой-то момент решает вопрос: быть или казаться – это тоже глумовщина», – говорит актер.
Итак, зрителей ждет еще один классический спектакль в театре Маяковского. Здесь классику любят и умеют ставить.
Галина Снопова.
Фото с сайта Театра им. Маяковского