«Царский выезд» на ВДНХ

Фото Михаила Ковалёва

Сегодня в Музее Гаража особого назначения открылась выставка «Царский выезд», посвященная 115-летию Собственного Его Императорского Величества гаража.

При дворе московских царей издавна существовало отдельное ведомство – «Конюшенный приказ», занимавшийся организацией передвижения царской семьи.  Богатая сбруя, породистый конь, тонкость отделки упряжи, красота силуэта и изящество пропорций средств передвижения служили верным показателем высокого социального статуса их владельца. А уж для украшения царских экипажей не жалели золота, серебра и драгоценных камней.

Императорский гараж, просуществовавший лишь 10 лет, успел собрать внушительную коллекцию автомобилей, служивших последнему российскому императору, его семье и свите. К марту 1917 года в нем числилось 56 автомобилей. Никто из европейских монархов не мог похвастаться столь внушительным автопарком.

Последний русский царь Николай II был человеком современных взглядов и не оставался в стороне от технических новинок, а среди его увлечений можно выделить пару особенных – фотографию и автомобили. Увлечение императора автомобилями, или, как их называл сам Николай II в дневниках и письмах, – «моторами», привело к созданию самого обширного гаража среди всех европейских монархов.

Уникальные машины времен правления Николая II представлены в рамках экспозиции «Царский выезд», рассказывающей об автомобильной жизни начала ХХ века, среди ключевых событий которой — гонки на императорский приз, первые российские автомобильные салоны, поездки Николая II по стране, работа сборочных цехов Русско-Балтийского завода, фронтовые будни автомобильной роты и другие.

Многие экспонаты выставки специально собраны из музейных и частных коллекций России и Европы. Среди ретролегенд — паровой автомобиль Serpollet, двухместный гоночный Benz, пушка, оборонявшая ставку Верховного Главнокомандующего в Могилеве, «рабочая лошадка» Первой мировой войны White TAD, отечественная автомобильная марка «Руссо-Балт», великолепный Hispano-Suiza, скоростной Berliet, элегантный Studebaker, роскошный Rolls-Royce, популярный в начале ХХ века De Dion-Bouton, утонченный Renault, а также мотоцикл Indian. Все эти машины из гаража Николая II можно не просто увидеть, но и узнать историю ее появления в России и мире.

«Это гигантская, но малоизвестная нам часть жизнь страны, и у нас открывается потрясающая выставка, для создания которой сделано очень многое. Это, что называется, «сливки» того, что существует на сегодняшний день. Здесь собрано всё самое лучшее. Такой выставки никогда в нашей стране не было, она приурочена к замечательной дате — 115 лет императорскому гаражу», — рассказал советник директора ФСО России Сергей Девятов.

Директор «Олдтаймер-Галереи», куратор выставки Илья Сорокин в свою очередь отметил, что подготовка выставки заняла пять лет.

«Она построена на видовых сценах, мы профессионально поработали над перспективами. Наиболее интересный экспонат представлен в центре зала — это паровой автомобиль Serpollet барона Фредерикса. Вероятней всего, именно на этом автомобиле была совершена одна из первых поездок Николая II», — пояснил Сорокин.

Он добавил, что экспонаты собраны из 30 частных и музейных коллекций.

Кроме роскошных царских автомобилей в экспозиции представлены редкая кинохроника, масштабные полноцветные фотопанно, подлинные предметы дворцового быта, исторические костюмы и уникальные, не публиковавшиеся ранее документы. Всё это наиболее ярко передает атмосферу прошедшей эпохи.

Экспозиция «Царский выезд» является главным событием весеннего сезона в Музее Гаража особого назначения ФСО России. Напомним, что музей – это часть подразделения гаража особого назначения Федеральной службы охраны Российской Федерации, который 1 января 2021 года отпраздновал свое 100-летие.

Михаил Ковалев.

Фото автора