Почему мы просим прощения в Прощенное Воскресенье

Воскресенье перед Великим постом в православной Церкви называют Прощеным Воскресеньем. Этим днем заканчивается масленица, неделя перед постом, когда принято ходить в гости к родственникам и угощать друг друга блинами. В эти дни желательно навестить родных и близких и с ними примириться.

Сам христианский чин прощения впервые возник в монастырской жизни египетских монахов. В древности у них существовал обычай перед Великим постом расходиться по пустыне по одному, и проводить в ней сорок дней. И далеко не все возвращались в монастыри обратно, некоторые погибали. Поэтому перед походом в безбрежные пески монахи просили друг у друга прощения за нанесенные обиды, как перед смертью, а стоя на краю опасности, сами от души прощали всех.

Еще до революции наши предки также взяли за обычай просить друг у друга прощение перед Велики постом. Царь в Прощенное Воскресение просил прощения у подданных, господа испрашивали прощение у слуг, в семьях не ложились спать, не помирившись друг с другом. Традиция постепенно перекочевала и в наши дни.

Обычно, испрашивая прощения, в Прощенное Воскресенье человек говорит ближнему: «Прости за то, что согрешил перед тобой!», на что христиане отвечают: «Бог простит, и я тебя прощаю, прости меня и ты!»  Главное, чтобы желание примерится исходило от души.

Вот что говорит о Прощенном Воскресенье протоирей Иоанн Смирнов, настоятель Храма святого мученика Иоанна Воина в Петергофе:

«В Прощенное Воскресенье Церковь вспоминает историю изгнания Адама из рая. Адам изгнан из рая, Адам должен вернуться в рай – вот о чем звучат церковные песнопения, вот о чем все наши надежды.

Адам был сотворен Богом, и Бог насадил рай, в котором поместил Адама. Рай — это место Богообщения. В чем же состоял грех Адама? В том что он ослушался Бога, который ему заповедовал, что надо делать, чтобы исполнить ту цель, к которой Адам был призван. Адаму было сказано хранить рай, возделывать его, быть сотаинником тайн Божьих, но в чем-то и проявить послушание, то есть не вкушать от древа познания добра и зла. В самом этом древе ничего плохого не было, оно, скорее, было для Адама  древом послушания: он не должен был нарушать Божьи запреты. И действительно, добро и зло – это то, что пришло в мир благодаря свободной воле ангелов и людей. Потому что зло заключается в том, что ангелы и люди противятся воле Божьей. Всё что сотворил Бог является абсолютным добром, но, когда мы отворачиваемся от Бога, возникает та тень добра, которую мы и называем злом. Оно существует только там и когда, когда его творят люди своей свободной волей. Вот за это Адам и был изгнан из рая, за то, что он ослушался воли Бога.

Здесь важен и второй момент –  алчность Адама. Потому что  когда жена его Ева увидела это древо, она увидела и то, что оно вожделенно, радует глаз, и что в нем было заключено великое знание. И Адам решил получить это знание не от Бога, а взять сам. Это, собственно, и есть алчность – потребительское отношение к миру, когда мир рассматривается как вещь, которую можно просто взять и присвоить себе. Мир – это  дар Божий, всё что Бог имеет, Он нам отдает, Богу ничего для нас не жалко, Он – источник всех даров. Но когда мы о Боге забываем, воспринимаем мир отдельно от Бога, то мы его просто присваиваем и потребляем, как вещь. Что, собственно, и произошло с Адамом.

И третье  — желание автономии. Адам и Ева захотели быть как Боги,  то есть сами по себе. Но Бог и так им предлагал: будьте, как Боги. И потом Апостолы об этом будут говорить, что все мы призваны быть как Боги, в этом  и есть смысл церкви и святой Евхаристии – причастия Богу. Но  причастие  ведь  не может происходить в отрыве от самого Бога, потому что именно Бог дает нам этот дар. А когда человек вдруг думает, что он сам по себе – это такая  иллюзия… Адам это познал на себе. Потому что как только он совершил непослушание, то тут же увидел, что он никакой не Бог, он испытал позор и наготу, полную бытийную ничтожность. Вот  с этими ощущениями Адам и оказался на пороге рая. Бог изгоняет его из рая во благо  самого Адама, потому что в этом состоянии нельзя быть вечно, и важно, чтобы Адам в итоге  смог в этот рай вернуться, обновив свою волю и обновив свое послушание. Что, собственно, и делает Христос, показывая Адаму этот путь. Поэтому Христа называют «вторым Адамом», он проявляет Богу полное послушание. Во Христе воля человека созвучна с волей Бога, как это должно было быть у первого Адама, именно этот путь проявляется во Христе, и этот путь указуется нам.

Так что в центре Прощенного Воскресенья – вовсе не поедание блинов, а  вспоминание событий, связанных с  изгнанием Адама из рая, его грехопадение и надежда человека на возвращение в рай. То есть восстановление отношений человека с Богом и воскресение».

Елена Булова.

Фото Александра Авилова / Агентство “Москва”

Фото Александра Авилова / Агентство "Москва"

Добавить комментарий