Тайны реставраторского искусства

Музей-заповедник «Коломенское» участвует во всероссийской акции «Культурные выходные» — это специальная программа бесплатных мероприятий. Гости смогли пообщаться с настоящими реставраторами, прикоснуться к тайнам раскрытия древнерусской иконописи и золоченого дерева. Реставраторы рассказали о своей профессии и продемонстрировали процесс реставрации подлинных предметов XVII–XIX веков из музейных запасников.

К сожалению, жизнь предметов искусства, а именно к ним относятся живописные иконы, не вечна. Подобно живым людям, иконы со временем стареют и навсегда утрачивают свой первозданный вид. Однако от этого они не становятся менее  прекрасными, ибо благородный налёт старины и тепло истинной веры, которые хранят в себе древние образы, придаёт им ещё больше ценности. Но чтобы уберечь икону от дальнейшего разрушения, необходимо прибегнуть к помощи профессиональных реставраторов – мастеров, чья миссия заключается в сохранении произведений православного искусства.

Работа по восстановлению уникальных древних икон идет в реставрационном фонде музея «Коломенское». О том, как работают реставраторы в «Коломенском», рассказала начальник отдела реставрации музейных коллекций, реставратор высшей категории, почетный реставратор города Москвы Екатерина Сатель: «Смысл   этого интересного мероприятия в том, чтобы немножко приоткрыть завесу и показать, что же все-таки происходит в таинственной реставрационной мастерской, ведь никто, кроме реставраторов и узкого круга музейных сотрудников: хранителей и искусствоведов, не имеют доступа в мастерские — у нас режимная зона!

К каждому экспонату относятся с трепетом: мастера, подобно врачам, заводят на икону  специальную карту. Перед реставрацией мастера собирают все данные об иконе, оценивают ее значимость и обязательно фотографируют, чтобы не исказить изображение во время работы. Реставрация икон подобна медицине. Здесь всё важно — диагностика заболевания, квалификация и опыт врача, проверенные препараты и современное оборудование. Так же и в реставрации: все произведения у нас проходят предреставрационные исследования. Иначе мы не можем приступать к работе, поскольку от этого исследования  зависит  выбор методики, процессов, материалов. От правильности оценки текущей ситуации напрямую зависит, какой будет результат. Сначала специалисты очищают верхний слой, потом просушивают икону и только после этого восстанавливают цвет. Живопись, грунт и красочный слой укрепляются, восстанавливаются защитные покрытия, удаляются поверхностные загрязнения. Главное — сохранить подлинность произведения искусства».

Реставрация святых образов – кропотливая и очень тонкая работа. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо строго соблюдать технологический процесс и в совершенстве владеть искусством иконописи и реставрации.  Говорят, что иконы не прощают ошибок. Для работы реставратора это самое верное утверждение. Неумелое вмешательство, нарушение технологического процесса реставрации, неправильная просушка, ошибочное определение художественных особенностей образа – верная смерть для иконы. У реставратора нет «второго шанса», чтобы исправить неточности своего труда, а потому доверить ценную икону можно только истинным профессионалам в своем деле.

Древнерусским иконам требуются тепличные условия: специальный температурный режим, стабильное давление и влажность. Эта работа кропотливая и очень длительная, порой может затянуться на несколько лет.

Мастер не работает с одним только памятником, обычно он ведет сразу несколько икон, поскольку многие процессы требуют перерывов.

Посетителей, особенно юных, интересовало, какие качества являются необходимыми для профессионального реставратора? Мастера-реставраторы музея рассказали, что необходимо наличие высшего художественного образования, ибо без эстетического вкуса, понимания сути иконописной живописи, знания её истории и особенностей заниматься реставрацией икон просто невозможно. Важен и опыт – лишь десятилетия усердной работы, непрерывная практика и глубокая вовлеченность в реставраторское дело позволяют не совершать ошибок в рабочем процессе и сохранять ценные иконы, продлевать их жизнь. Просто необходима искренняя любовь к своему делу, без которой невозможно представить деятельность реставратора. Ведь икона – это «живой» материал, который требует к себе соответствующего отношения: бережного, нежного, внимательного и терпеливого. Только те дела, которые делаются с любовью, могут привести к по-настоящему хорошему результату. Конечно, должен быть и талант, ведь реставрация икон – это творческий процесс, а потому мастер должен быть не только профессиональным и опытным, у него должен быть талант. Талант возвращать к жизни, талант не нарушать гармонии существующей иконы, талант сделать своё вмешательство практически незаметным…

Реставраторы из  музейной реставрационной мастерской обладают всеми вышеперечисленными качествами, что подтверждают тысячи «оживших» благодаря их рукам  не только икон, но и других старинных предметов искусства и быта, которые сегодня вновь радуют людей.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x