Идиллия в компании с Балалайкиным

Московский академический Театр Сатиры представил трагикомедию «Балалайкин и К°». Пьесу Сергея Михалкова по роману Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия» поставил худрук театра Сергей Газаров.

Спектакль прежде играли на «Прогресс Сцене Армена Джигарханяна», после объединения двух театров он переехал на Триумфальную площадь. Материал романа поистине неисчерпаем, содержание бездонное, в каждой фразе, в каждом диалоге заложены такие смыслы, что сразу считать их непросто, надо додумывать и анализировать. Темы актуальные и даже злободневные, в общем, золотая русская классика.

Салтыков-Щедрин придавал большое значение этому роману, он писал: «…ежели история современности уделит когда-нибудь мне хоть одну строку, то я желал бы, чтоб эта строка была посвящена не мне лично, а „Современной идиллии“». В памяти театралов одноименная постановка театра «Современник» и фильм по нему, поставленный Георгием Товстоноговым почти полвека назад. Сегодня Театр Сатиры продолжает популяризировать отечественную классику, предлагая ее современное прочтение в оригинальном режиссерском решении.

Салтыков-Щедрин, прошедший путь от ссыльного до вице-губернатора, хорошо знал жизнь, этот опыт сделал его острым сатириком, его «великолепный, чисто народный, меткий слог» отмечал Толстой, остроты автора по силе и точности сравнивали с гоголевскими. Писатель поставил гомерически смешной и одновременно беспощадный диагноз обществу и человеку, раболепствующему перед своими страстями и страхами. Его герои — чудовищные, гротескные персонажи.

По сюжету два приятели, получив странное предостережение, что надо «погодить», решают, что «годить» значит приноровиться, уметь вовремя промолчать, позабыть кое о чем, победить в себе всякое буйство духа. Удивлять мир отсутствием поступков и опрятностью чувств… Назначение обывателя в том и состоит, чтобы беспрекословно и со всею готовностью выполнять начальственные предписания». Но жизнь заставляет их делать выбор, меняться под запросы начальства, отвечать на неудобные вопросы, боясь ляпнуть лишнее. Страхи героев воплощены в шесть персонажей, тенью следующих за друзьями. Безмолвные, они нашептывают, оглядываются, грозят пальчиком и всегда рядом. Приятели попадают в странные, дикие, невероятные ситуации…

Декорации необычны и символичны. Два огромных колеса превращаются то в столы, то в стулья, то в повозки. В финале эти кольца соединяются, образуя знак бесконечности. Да, все в жизни повторяется, а может, и не исчезает? В эпоху глобальных перемен это иногда пугает настолько, что тоже хочется «погодить», забиться в угол, чтобы не трогали. Также на сцене качаются огромные шары-маятники, отсчитывающие время. И если сначала этот ритм незаметен, то к концу спектакля время ускоряется.

Режиссер Сергей Газаров и сценограф Владимир Арефьев как через увеличительное стекло показывают абсурд «утробных похождений» героев, которые для сохранения политической благонадежности стремятся избегать всяких размышлений и становятся «идеально благонамеренными скотинами». Спектакль интересен тонкой иронией и острой сатирой, его сюжет ставит важные вопросы. Два столетия прошло, но ничего не изменилось, обыватели так же «годят» в ожидании лучших времен.

Режиссер-постановщик, известный зрителю яркими театральными решениями, «препарирует» историю, рассказанную Салтыковым-Щедриным, не только как сатиру, но и как философскую притчу о человеке. Сергей Газаров не привязывает спектакль к определенной исторической эпохе. На сцене — пространство игры, в котором воображение каждого зрителя погружает его в то время, которое именно ему покажется актуальным для этого сюжета.

По окончании постановки зрители обмениваются мнениями. У многих появилось желание «прийти сюда еще раз», «прочитать пьесу и посмотреть фильм-спектакль»… Это ли не важная задача театра: заставить зрителя думать, дать стимул к духовному росту, перечитать лучшие произведения классики.

Композитор — Павел Акимкин, художник по костюмам — Мария Боровская, режиссер по пластике — Сергей Землянский. В ролях: Сергей Чонишвили, Сергей Серов, Сергей Климов, Андрей Анкудинов, Альберт Хасиев, Игорь Гордиенко, Надежда Филиппова и другие.

Галина СНОПОВА.

Фото с сайта театра

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x