7 апреля в повторный прокат выходит военная драма «Балканский рубеж». На съемках картины, которая причудливым образом перекликается с сегодняшними событиями, происходящими в мире, наш кинообозреватель побеседовала с главным вдохновителем проекта и исполнителем одной из центральных ролей Гошей Куценко.
Фильм уносит в 1999 год: на наших глазах разворачивается дерзкая операция по захвату российской спецгруппой важного плацдарма и последующий шестисоткилометровый марш-бросок российского миротворческого батальона из Боснии на аэродром Слатина в Косово.
Над производством «Балканского рубежа» трудилось несколько стран. В этой полномасштабной ленте в одной только массовке снимались и американцы, и англичане, и сербы, игравшие сами себя. Работали на фильме и звезды мирового масштаба. А консультантом выступал участник легендарных событий, генерал-майор Юнус-Бек Евкуров, ныне являющийся замминистра обороны России.
Продюсер картины и исполнитель роли Бека Гоша Куценко рассказал, почему родилась идея этого фильма и как она воплощалась.
– События фильма разворачиваются в конце девяностых, когда впервые со времен второй мировой войны НАТО стало бомбить европейское государство. На тот период Россия находилась в слабом положении, с нашей страной в мире ведь практически никто не считался?
– Этот фильм действительно основан на реальных событиях, хотя и является художественным произведением. В картине важнейшим плацдармом становится аэропорт Слатина: он может либо остаться под нашим контролем, либо перейти под контроль НАТО, чего герои ленты допустить не могут. Спецгруппа, о которой рассказывает картина, удерживает аэропорт до прихода колонны российских миротворцев. Но для того, чтобы приступить к операции, глава отряда Бек должен был собрать старую команду, с которой работал ранее на других операциях. Его товарищей разбросала жизнь, зрители по ходу знакомятся с каждым, узнают, кто чем занимается и почему именно этот человек становится избранным Бека.
– Что для вас самого – «Балканский рубеж»? Ведь именно вы были инициатором съемок?
– Для меня «Балканский рубеж» – это тот внутренний рубеж, который лично я не перешел. И я думаю, что вся страна его тогда не перешла. Мы наблюдали события со стороны, порой раздавались какие-то вялотекущие высказывания, были люди, бросавшие кетчуп в окна американского посольства. Но я-то прекрасно себя помню: сидел перед телевизором и вообще не понимал, что происходит. А меж тем, я ведь вырос в СССР и к тому времени уже отслужил в армии. А происходила на самом деле на наших глазах постыдная агрессия НАТО, наблюдалась беспомощность российского политического руководства. Можно об этом за давностью лет не думать, как не думать вообще ни о чем. Но сербы-то все это очень хорошо помнят, как не забыла эти события и раздерганная на куски Югославия.
Саму идею фильма мне подбросил мой товарищ – словак, достаточно патриотично настроенный по отношению к России. Я проникся, нашел писателя Ивана Наумова, который отправился рыться в материалах гаагского суда, в архивах. Он сидел и разбирался в великих преступлениях тогдашнего руководителя Югославии, и в итоге создал труд страниц на шестьсот. Это был целый роман, на базе которого и появился потом наш сценарий.
– Что вас больше всего потрясло в собранном материале?
– В ходе работы стало ясно из разных источников, что в кульминационной точке российского присутствия в качестве миротворцев мы стояли на отшибе и находились под наблюдением американцев. Об этом нам рассказывали участники событий: у наших ворот круглосуточно дежурила американская машина, и если российские представители куда-то выезжали на БТР, то обязаны были американцам отчитываться. Когда же поступила команда на марш-бросок, американцы были искренно уверены, что наши поехали на учения. Наши перед этим даже специально выпивали с американцами. Но заехав на учения, они развернулись и оттуда стартанули в сторону аэродрома. Долго мы не могли расследовать, кто же именно отдал тот приказ и кто разработал план – понятно было одно: это ход политический элиты. Насколько мы выяснили, Ельцин вообще был не в курсе происходящего, ему только с утра доложили, что случилось. В итоге, под боком у американцев вместо сидящего на месте послушного человека с учебным оружием в руках образовалось двести вооруженных десантников, которые реально были готовы воевать. Только вот, десантники-то как раз и понимали, что если откроют огонь и погибнет хотя бы один солдат, то прозвучит страшное слово «возмездие» и начнется третья мировая война. Возник скандал и прецедент, ставший знаком того, что мы больше не хотим мириться с беспределом и своим постыдным положением в мире.
Работая над материалом, мы вышли на человека, который руководил всей операцией – на Героя России Юнус-Бека Евкурова… И сдружились – с ним иначе нельзя, он прекрасно разбирается в людях, знает жизнь и не готов тратить время на поверхностные отношения. Он идею оценил, согласился сотрудничать. Правда, как и положено военному человеку, ни разу не сказал правду. Зато предложил нам пофантазировать, а сам при этом объяснял, что из этих фантазий было возможно в реальности, а что нет. Двести страниц текста сценария вернулись к нам с его пометками: «Этого никак не могло быть, а вот это направление стоит развивать». Он также дал нашей группе пару консультантов. Так что это кино хоть и игровое, но пропитано насквозь духом тех событий, снято реалистично и честно, как мне кажется. Двадцать лет прошло, однако, как мы видим, тема войны и мира по-прежнему остается самой актуальной на земле и сегодня.
Елена Булова.
Фото с сайта ruskino.ru