Наталья Бондарчук: Мы должны быть вместе!

Заслуженная артистка России Наталья Бондарчук много лет руководит Московским Детским Профессиональным театром «Бемби», спектакли которого можно назвать неординарным явлением в российском искусстве – они помогают многим семьям выжить в наше не простое время и укрепить дух. Уникальность театра состоит в том, что на сцене наряду с профессиональными взрослыми актерами играют дети от дошкольного до старшего школьного возраста, а также полноправное участие в жизни театра принимают дети с инвалидностью.

В репертуаре театра есть спектакли, поставленные по мотивам известных и любимых детьми всего мира сказок: “Красная Шапочка”, “Снежная Королева”, “Приключения Буратино”, “Двенадцать месяцев”, “Бемби”, “Щелкунчик”.

Недавно на сцене Центрального дома кинематографистов прошел показ экспериментального спектакля «Иные» о судьбе людей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Спектакль прошел при участии интегрированного театра-студии «Круг 2» под руководством Андрея Афонина.

Наталья Бондарчук рассказала о работе над спектаклем и об артистах театра «Бемби».

– Наталья Сергеевна, ваше присутствие на сцене в качестве героини смотрится очень органично. А кто написал эту интересную и не обычную пьесу?

– Эту пьесу я написала сама и роль для себя тоже прописывала с учетом своего характера. Мне очень нравится в нем играть, люблю этот спектакль. Мы играем его редко, но метко…

– Сколько лет вы занимаетесь проблемой аутизма и как произошло ваше столкновение с этой темой?

– Темой занимаюсь давно, более двадцати лет. Однажды в Прибалтике увидела не просто детей-аутистов, но их творчество, их попытки возврата к нам. Меня поразило то, что детей с аутоиммунными отклонениями не выбрасывают из жизни, а пытаются всячески интегрировать в общество. Ведь бывает аутизм не только на генетическом уровне, но и приобретенный, в связи с каким-то стрессом или катастрофой. И с этих пор меня эта тема очень волнует и интересует.

– В вашем спектакле много задействовано детей с аутоиммунными отклонениями?

– Здесь почти нет таких детей, мы это только играем.  Вот, например, Ярик, наш маленький артист, – он нормальный парень, но он точно уловил движения, поведение этих детей. Я очень благодарна ему и его дедушке-священнику, который воспитал такого чуткого, внимательного мальчика. У нас в коллективе есть особые детки, но мы их никак не отличаем, стараемся общаться с ними на равных. Также в наших спектаклях участвует замечательный коллектив «Круг 2», он состоит из таких ребят. Самый старший участник коллектива более 25 лет работает в театре. Они даже за свое творчество получили награду «Золотая маска». Это профессиональный театр, я очень ценю их удивительное творчество. Для нашего спектакля я сама отобрала небольшой фрагмент из их выступления, и руководители коллектива отрепетировали с ними. Так получается, что с ребятами в новых условиях надо репетировать каждый раз, и спасибо им за их выступление.

– На сцене играет довольно много участников, это так задумано? И удается ли вам в таком многочисленном составе ездить на гастроли, насколько это сложно?

– Нисколько не сложно, мы много ездим на гастроли. Как правило, мы играем этот спектакль на большой сцене, в Доме кино сцена маленькая и не все артисты могут выйти для того, чтобы правильно показать действие, но мы привыкли к разным площадкам. Вообще в нашем театре около девяти спектаклей, мы выездные, у нас много интересных поездок. Только недавно побывали в Казани, играли на самой большой сцене России – в Государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. Возили туда спектакль «12 месяцев» и вывезли актерскую труппу в количестве пятьдесят человек, а еще декорации, костюмы и так далее. И мы так хорошо отыграли, что продюсер, который нас пригласил, был в восторге. Он сказал: «Приезжаете еще!»

У нас гастроли по всему миру, мы играли «Красную шапочку» в Париже, очень ждали в этом году парижан к нам в гости, но по известным причинам, к сожалению, ответного визита не состоялось. Но мы не рвем связь, общаемся онлайн и надеемся, что наше сотрудничество продолжится. Поэтому мы готовы к сотрудничеству со всеми, кому хочется радости, веселья, позитива.

–  Какова, на ваш взгляд, главная идея спектакля «Иные» и насколько она актуальна сегодня?

– Духовный посыл сюжета такой: «Мы должны быть вместе!» Нам нельзя отгораживаться от этой проблемы, а «иные» — это часть нашего общества. Например, во многих театрах, и в том числе в Доме кино, где мы играли спектакли, нет пандусов для колясочников, мы нашего артиста практически поднимали на руках, так как он не может ходить самостоятельно, его возят на коляске. Мальчик одаренный, умный, знает несколько языков. Замечательный позитивный парень, с которым очень интересно общаться.

Мы и кино снимаем, другое дело, что родители не любят, когда снимают на видео их детей, потому что до сих пор не ясна их юридическая составляющая, до недавнего времени такие дети считались чуть ли не шизофрениками – сразу скажу, к этой болезни они не имеют никакого отношения. Среди них встречаются ярчайшие таланты.

У меня в прошлых спектаклях пятнадцать лет назад начинала играть девочка – она так исполняла произведения Баха и Чайковского, что невозможно было оторваться. А ее мама жаловалась, что она не может сама завязать себе ботинки, ее нельзя выпустить на улицу, а девочка невероятно одаренная. Таким детям очень нужна наша помощь.

– А почему бы вам не снять на эту тему документальный фильм?

– Не только документальный, я очень хочу снять художественный фильм об этих талантливых детях, поэтому подам заявку в Минкульт. И мне кажется, что кино такого рода общество не обойдет своим вниманием. Понимаете, теперь, когда не станет американского кино, как вы знаете, нам запретили американский кинопрокат, может быть, наконец, появится возможность возродить наш отечественный прокат, который в свое время был на высочайшем уровне, и показать, сколько хороших фильмов на актуальные темы было снято за последние годы.

Никогда не забуду такой момент: однажды вошла в наш российский кинотеатр, кстати роскошное здание, в котором хотела посмотреть наш российский фильм и увидела, что реклама российской картины висела где-то вдалеке около туалета, а реклама американского кино, каких-то страшных, уродливых монстров размещена на самом почетном месте. Такая вот несложная аналогия…

И мне это показалось таким странным, ведь это третьесортное американское кино – и столько почета… Я не спорю, что есть великое американское кино и талантливые американские режиссеры, а есть и просто откровенный мусор, которым сегодня заполонили все кинотеатры.

И вот в России наступил момент, когда директора кинотеатров стали жаловаться на нехватку контента для кинотеатров и на то, что они будут закрываться. А я предлагаю такую вещь: чтобы мы заново выпустили на экраны картины советского периода – и детские, и взрослые, но уже с другой подачей. Мы долгое время были загнаны в угол, а теперь мы можем ездить по всей стране, представлять хорошее советское и российское кино с актерами, которые принимали участие в съемках, и выступать перед зрителями.

У нас в свое время в стране была пропаганда советского киноискусства и картины приносили в бюджет огромные деньги. И мне кажется, что сейчас настала пора возродить это направление.

– К сожалению, многие советские фильмы очень сильно проигрывают по качеству современным…

– Конечно, надо выделить средства на хороший звук, на реставрацию пленки. Например, есть очень хороший фильм Тарковского «Солярис», в котором я сыграла. Он и сейчас смотрится очень современно.  Могу рассказать зрителям, как снималась эта картина, как Тарковский над ней работал, и мне кажется, что это будет интересно.

В этом году отмечается большой юбилей – 90-летие Андрея Тарковского. Юбилейные мероприятия проходят в течение всего года не только на родине режиссера в России, но и в других странах. Ведь Тарковский – классик мирового кино, его фильмы изучают в киношколах по всему свету, к ним апеллируют режиссеры даже тех поколений, что пришли в профессию уже после ухода Тарковского.

Недавно я ездила в город Иваново, где он жил, и там вместе с народным артистом Николаем Петровичем Бурляевым, который снимался в его фильмах «Иваново детство» и «Андрей Рублев», мы открывали мероприятия, посвященные Андрею Арсеньевичу.

Поэтому мы поднимаем эту тему, нам нужно возвращать наш отечественный кинематограф на большие экраны. Тогда не закроются кинотеатры, а мы не только приобщим молодое поколение к шедеврам отечественного кинематографа, но и вернем в кинотеатры наше старшее поколение. Вы вот, например, не знаете, что наши бабушки не могут ходить на американские фильмы и не водят туда детей, потому что во время сеанса очень сильный звук, в зале многим людям не нравится такая нагрузка на слух. Чрезмерный звук для многих зрителей, особенно для пожилых, не комфортен, а они раньше постоянно ходили в кино и вспоминают то время с особой теплотой, поэтому нужно делать сеансы с учетом разных поколений. И я думаю, что сейчас удачное время вернуть на большой экран наш кинематограф.

Беседу вела Анжела Якубовская.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x