Известный режиссер, сценарист и продюсер игрового и документального кино Галина Евтушенко снимает новый фильм «Спасибо, фотограф армейский!» о судьбе фронтового фотографа Ольги Ландер, снимки которой, сделанные в годы Великой Отечественной войны, обошли весь мир. Наш обозреватель беседует с режиссером.
– Галина, чем вас так зацепила судьба именно этой женщины?
– У героини нашего фильма – завидная судьба. Она сумела стать нужной и людям, и своей стране, пройти трудный, но прекрасный творческий путь. Родилась Ольга в семье профессионального фотографа, в Москву приехала из Самары, мечтала стать художницей и поступить в Строгановку. Но жизнь распорядилась иначе: она стала ученицей знаменитого мастера фотографии Моисея Наппельбаума, человека, снимавшего Ленина и Сталина, работы которого знает каждый из нас. К началу войны она работала корреспондентом «Комсомольской правды». На фронт попала в январе 1943-го. Фронтовой корреспондент, она многие снимки делала непосредственно на местах сражений. Снимая суровые будни войны, чего только ни увидела Ольга за эти годы! Некоторые ее фотографии были весьма рискованными с точки зрения цензуры, которая была жесткой. За эти снимки можно было схлопотать крупные неприятности. Но ее это не останавливало! Ей активно помогали опытные политработники и командиры. Будапешт, Вена, Белград – все эти города попали в поле зрение ее камеры. В восьмидесятые годы Ольга передала более трех тысяч негативов в официальные учреждения нашей страны, внеся тем самым бесценный вклад в увековечивание ее подлинной визуальной истории. Наша героиня удостоена ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны II-й степени, награждена медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Белграда», «За отвагу».
– А есть свидетельства ее современников, оценивающих каким-то образом ее работу?
– Ну, а как же! Ей приходили сотни писем, они сохранились. Например, мне в руки попали стихи, посвященные Ольге, автор которых так и остался неизвестен.
«Спасибо, фотограф армейский! Привет тебе и похвала!
Стареют слова и поэты – твои не стареют дела!
Минувшим с людьми поделиться тебе полномочья даны:
Бойцов благородные лица глядят на меня из войны.
Склонясь над трудами твоими, друзей фронтовых узнаю,
Там мертвые рядом с живыми шагают в бессмертном строю».
Ольга, кстати, никогда не забывала записывать, кто именно изображен на ее снимках, и если обещала прислать карточку, всегда это делала, несмотря на суровую фронтовую обстановку. Она снимала отдельных людей и делала групповые портреты солдат и офицеров. Среди лиц исторических, попавших в ее объектив, – маршал Фёдор Толбухин, маршал Василий Чуйков, генерал–лейтенант Фёдор Захаров. Снимки этой хрупкой женщины почти ежедневно украшали первую полосу «Советского воина». А бойцы ждали газеты, узнавали о мужестве и стойкости соотечественников, восхищались ими по-настоящему.
Ольге ежедневно писали из частей. Вот лишь некоторые из писем: «Товарищ Ландер! Благодарю Вас за Вашу любезность. Фотографии получил. Очень буду рад встретить Вас впредь. С уважением, Федор Захаров». Или вот это: «Здравствуйте, Ольга! Сегодня я получила Ваше письмо, и в нем четыре фотокарточки. Вы не знаете, как я рада им. Большущее Вам спасибо. Я не думала, что Вы исполните мою просьбу. С приветом, Антонина Пинчук». Или такое: «Тов. Ландер! Недоверие было вполне законным, ибо это первый случай положительного опыта с фотоработниками. Сердечный Вам привет! Ваш И. Жданов»
В картине я использую фотографии, сделанные Ольгой, которые мне предоставила в том числе и ее дочь Ирина. С особым почтением мы вспоминаем и других фронтовых фотографов, которые прославили путь наших боевых воинов во время Великой Отечественной. Среди героев – и Евгений Халдей, и Виталий Мельник, и Александр Шагин, и многие другие.
– Как вы думаете, на кого ориентировано ваше будущее кино?
– Я думаю оно будет интересно зрителям различных возрастов. Там есть хроника, там есть огромное количество уникальных снимков, запечатлевших время. Интересно оно будет и пожилым людям, юность которых пришлась на военные годы. Интересно и послевоенному поколению. Ну, а для молодежи этот фильм и вовсе станет энциклопедией боевого пути наших прославленных фотографов.
Кстати, в картине участвует специалист по фотографии Российского государственного киноархива документов, начальник фотоотдела Марина Чертилина. Марина Анатольевна некоторое время назад принимала участие в симпозиуме, проходившем в Германии, посвященном творчеству женщин-фотокорреспондентов на войне. Прекрасный специалист, она подробно показывает, как сегодня работают архивисты с фотографиями, переданными в фонд. Это является очень убедительным зрелищем, потому что помогает понять, как столь большой архив, хранящий такие уникальные фотографии, используется в наши дни и какая на самом деле это драгоценность.
Елена Булова.