Цены на чай и кофе выросли более чем на треть

Коллаж "Московской правды"

Российский рынок напитков с кофеином и танином ждут изменения. Хотя судя по растущим ценам, они происходят уже сейчас.

Одна из последних новостей на рынке кофе — с российского рынка уходит финский Paulig. Его история в России была достаточно долгой: Paulig пришел в нашу страну еще в 1992 году. В 2011, решив обосноваться надолго, построил завод по обжарке кофе на окраине Твери.

После начала спецоперации на Украине финны решительно настроились на уход. И вот в на днях поступило сообщение, что сделка по продаже завода закрыта. Завод приобрел гражданин Индии Викас Сои, который уже тридцать лет живет в России.

Известно, что компанию переименовали в ООО «Милфудс». Сам бренд и рецепты в сделке не участвуют. Paulig только обязалась поставлять зеленый кофе в течение трех месяцев — переходного периода. А дальше индийцу придется искать других поставщиков.

Скорее всего, завод, на котором работают 200 человек, простаивать не будет. Ведь на него целился еще и «Магнит». По крайней мере, в конце марта ритейлер заявлял о планах организовать собственное производство в Твери с высокотехнологичным оборудованием и обещал к осени покрыть 22 процента своих потребностей. При этом ни о каком строительстве в Твери нового завода не слышно. Видимо, «Магнит» целился на уже готовую площадку. Однако тверской завод достался индусу.

Также из магазинов может исчезнуть итальянское кофе Lavazza. Правда, на этот раз об уходе и продаже речи не идет. У производителя возникли проблемы с логистикой, в связи с чем он приостанавливает работу в России и на Украине.

Помимо сложной геополитической обстановки у производителей кофе есть и другие проблемы. Прошлый год, к примеру, оказался для них очень тяжелым — из-за изменений климата возникли проблемы с сырьем, зеленый кофе сильно подорожал. Напомним, что в Бразилии были аномальные морозы — на широте Тропика Козерога (30-я параллель) было -8, а то и -10 градусов Цельсия! Такие морозы кофейные деревья не выдерживают, погибло более 30 процентов плантаций. А это значит, что в ближайшие три — четыре года — именно столько времени нужно, чтобы вырастить из саженцев молодые деревца — Бразилия будет поставлять на треть меньше кофе.

С чаем обстановка проще. Его крупнейшие производители — это Индия и Китай. Однако во многих регионах заваривают как чай местные растения — от каркаде до листьев платана. В России достаточное количество травяных чаев, которые в ботаническом смысле никакого отношения к собственно китайской камелии — чайному кусту — не имеют.

Однако изменения ждут и этот рынок. Например, с прилавков исчезнут листовые чаи Lipton и Brook Bond. Обе эти марки принадлежат концерну Unilever. Причем об уходе из России речи нет, просто листовой чай будет продаваться под брендами Sir Thomas Lipton и Saito, а чай в пакетиках останется по-прежнему под теми же названиями. Причины таких изменений не раскрываются, но можно предположить, что они глобальны и не имеют отношения к текущим событиям: дело в том, что еще в 2019 году Unilever, крупнейший производитель чая, сообщил о снижении чистой прибыли на 38 процентов. В связи с этим концерн решил полностью пересмотреть свою стратегию. «Любители черного чая стареют, а молодое поколение ищет новые впечатления и продукты», — пояснил гендиректор Unilever Алан Джоуп.

В последние годы индийские провинции Ассам и Западная Бенгалия — основные поставщики черного чая в Россию — страдают от регулярных засух. К этому добавилась еще и очень тяжелая обстановка с COVID-19. В регионах действуют жесткие ограничения. Поэтому поставщики предупредили о росте цен на черный чай на 12 процентов.

По данным исследований, россияне предпочитают пить именно пакетированный чай — на его долю приходится 72 процента продаж.

Если сравнивать нынешние цены с теми, которые мы зафиксировали на 20 августа прошлого года, картина получается печальная. Например, кофе в зернах от Jacobs Monarch (упаковка 230 г) в августе в «Ашане» стоила 233 рубля. В этом году такая же упаковка продается за 369 рублей. Баночка Nescafe Gold в августе в «Перекрёстке» стоила 329 рублей, а сейчас в той же сети она стоит 469 рублей.

Подорожал и чай: например, Greenfield Эрл Грей в «Пятёрочке» стоил 369 рублей, в «Перекрёстке» — 399. Сейчас его продают за 439 и 499 рублей соответственно.

Может, перейти на питье боярышника, липы и мяты? Оно и дешевле, и для нервов полезнее.

Таблица цен на кофе по состоянию на 5 мая 2022 года (в рублях)

 

Таблица цен на чай по состоянию на 5 мая 2022 года (в рублях)

Яна МАЕВСКАЯ.

Коллаж «Московской правды»