Уникальные снимки Якова Халипа на выставке «С «Лейкой» и блокнотом»

Фото Михаила Ковалёва

К Дню Победы в зале Музея Гаража особого назначения ФСО  открылась выставка «С «Лейкой» и блокнотом». На ней представлены уникальные снимки классика советской фотографии, фронтового корреспондента Якова Халипа.

Яков Николаевич Халип (1908 — 1980) считается одним из величайших советских фотожурналистов, прямым наследником русского авангарда в фотографии и учеником Александра Родченко. Яков Николаевич родился в Петербурге в семье интеллигентов. С раннего возраста занимался фотографией и уже в 20 лет принял участие в выставке «10 лет Советской фотографии», где получил диплом за серию портретов актеров. Его снимки постоянно появляются на страницах журналов «Кино и жизнь» и «Советское фото». В 1941 году Яков Халип становится военным корреспондентом и поступает в распоряжение редакции «Красной звезды» и Совинформбюро. Он снимает военные события на девяти фронтах Великой Отечественной войны — в осажденных Одессе, Севастополе, Мурманске, Вязьме, Вильнюсе.

Фото Михаила Ковалёва

Работы Якова Халипа навсегда вошли в золотой фонд отечественного фотоискусства.

Халип первым среди журналистов был награжден орденом «Знак Почёта», получил орден Отечественной войны II степени, орден Дружбы народов, медали «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Серия фотографий, представленных на выставке, охватывает весь военный период с 1941 по 1945 годы.

«Из этих фотографий невозможно сложить исчерпывающую фото-энциклопедию войны — мы делаем выставку работ одного фотографа — Якова Халипа. Один человек не смог бы побывать на всех фронтах одновременно и оставить нам законченную летопись войны. Поэтому эта выставка, скорее, — война глазами одного человека, героическая перемена первых месяцев, тяжелейшие бои на земле, в воздухе и на море, освобождение городов и триумф Победы. Что остается в домашнем архиве? Черновики, «срезки», как их называют фотографы. Это — настоящие, не поддельные документы эпохи. Подлинники», — отмечает куратор выставки Илья Сорокин.

Выставка не случайно названа «С «Лейкой» и блокнотом»: «Лейка» — это одна из первых массовых камер, с которой пришел узкий формат пленки. Именно такой фотокамерой  снимали военные корреспонденты.

Фото Михаила Ковалёва

На экспозиции присутствовал внук знаменитого фотографа, тоже Яков Халип, тепло вспоминавший знаменитого деда.

«Он был одним из классиков советской и мировой фотографии XX века.  Он  всегда пытался найти ключевой снимок, любил ловить эмоции, жизнь в снимке. Он был открытым, светлым человеком, открытым для общения, для эмоций,  добрым, жизнерадостным. Автомобили любил. У него в мирной жизни никогда не было автомобиля личного, но он любил снимать ралли старинных автомобилей». Мой любимый у него снимок – знаменитый «Поцелуй Юрия Гагарина и Джины Лоллобриджиды». Он всегда снимал в духе эпохи, но оставался всегда собой. Мой дед умел поймать нестандартный кадр в любой ситуации, и выразить дух эпохи. Я профессионально занимаюсь фотографией,  но думаю, не смог бы повторить такое. Просто я другой человек , я более эмоционально зажат, мой охват не такой широкий как у моего деда.  На фото деда, присутствует определенный гуманизм, не просто какая-то летопись, а философский подтекст, здесь запечатлены люди, искалеченные войной. Говорят, что, по воспоминаниям, он сделал кадр, где изображены покалеченные люди, и не смог сделать второй дубль, потому что у него слезы выступили на глазах», — рассказал Яков Халип-младший.

Фото Михаила Ковалёва

На выставке представлена и техника времен Второй мировой войны. Среди отечественных и трофейных автомобилей — советские легкие бронеавтомобили ФАИ-М и БА-64, артиллерийский тягач ГАЗ-67Б, грузовик ГАЗ-ММ и единственный сохранившийся образец системы залпового огня М-8-36. Некоторые образцы коллекционеры собирали буквально по частям.

«Долгие годы комплектации, долгие годы исправлений, некоторые детали приходится делать просто по чертежам заново. Мы ремонтируем моторы, которые 70 лет пролежали в земле, до рабочего, полностью ходового состояния. Даем гарантию, что автомобиль проедет до Хабаровска», — рассказал реставратор, историк и коллекционер Сергей Симонов.

Фото Михаила Ковалёва

Гордость коллекции — легендарная «полуторка». Эта машина возила хлеб в блокадный Ленинград по Дороге жизни, участвовала в эвакуации, подвозила снаряды и пушки на фронт. ГАЗ-АА — простой и вечный грузовик, ремонтируется на коленке. Шоферы говорили, что не заставить ее работать может только ленивый.

«Эта машина легендарна тем, что немецкие бомбардировщики все-таки прорвались на территорию Горьковского автозавода и разбомбили несколько цехов. В частности, были уничтожены штампы по выпуску крыльев, дверей и задних стенок кабин. Однако производство не остановили, сделали упрощенные крылья из гнутого металла, вместо дверей поставили щитки, а вместо задней стенки кабины — половину деревянную, половину затянули брезентом», — рассказал об уникальном экспонате Сергей Симонов.

Фото Михаила Ковалёва

Выставку можно посетить ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00. Она будет работать до 29 мая.

Михаил Ковалёв.

Фото автора