К Дню Победы в зале Музея Гаража особого назначения ФСО открылась выставка «С «Лейкой» и блокнотом». На ней представлены уникальные снимки классика советской фотографии, фронтового корреспондента Якова Халипа.
Яков Николаевич Халип (1908 — 1980) считается одним из величайших советских фотожурналистов, прямым наследником русского авангарда в фотографии и учеником Александра Родченко. Яков Николаевич родился в Петербурге в семье интеллигентов. С раннего возраста занимался фотографией и уже в 20 лет принял участие в выставке «10 лет Советской фотографии», где получил диплом за серию портретов актеров. Его снимки постоянно появляются на страницах журналов «Кино и жизнь» и «Советское фото». В 1941 году Яков Халип становится военным корреспондентом и поступает в распоряжение редакции «Красной звезды» и Совинформбюро. Он снимает военные события на девяти фронтах Великой Отечественной войны — в осажденных Одессе, Севастополе, Мурманске, Вязьме, Вильнюсе.
Работы Якова Халипа навсегда вошли в золотой фонд отечественного фотоискусства.
Халип первым среди журналистов был награжден орденом «Знак Почёта», получил орден Отечественной войны II степени, орден Дружбы народов, медали «За оборону Одессы», «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Серия фотографий, представленных на выставке, охватывает весь военный период с 1941 по 1945 годы.
«Из этих фотографий невозможно сложить исчерпывающую фото-энциклопедию войны — мы делаем выставку работ одного фотографа — Якова Халипа. Один человек не смог бы побывать на всех фронтах одновременно и оставить нам законченную летопись войны. Поэтому эта выставка, скорее, — война глазами одного человека, героическая перемена первых месяцев, тяжелейшие бои на земле, в воздухе и на море, освобождение городов и триумф Победы. Что остается в домашнем архиве? Черновики, «срезки», как их называют фотографы. Это — настоящие, не поддельные документы эпохи. Подлинники», – отмечает куратор выставки Илья Сорокин.
Выставка не случайно названа «С «Лейкой» и блокнотом»: «Лейка» — это одна из первых массовых камер, с которой пришел узкий формат пленки. Именно такой фотокамерой снимали военные корреспонденты.
На экспозиции присутствовал внук знаменитого фотографа, тоже Яков Халип, тепло вспоминавший знаменитого деда.
«Он был одним из классиков советской и мировой фотографии XX века. Он всегда пытался найти ключевой снимок, любил ловить эмоции, жизнь в снимке. Он был открытым, светлым человеком, открытым для общения, для эмоций, добрым, жизнерадостным. Автомобили любил. У него в мирной жизни никогда не было автомобиля личного, но он любил снимать ралли старинных автомобилей». Мой любимый у него снимок – знаменитый «Поцелуй Юрия Гагарина и Джины Лоллобриджиды». Он всегда снимал в духе эпохи, но оставался всегда собой. Мой дед умел поймать нестандартный кадр в любой ситуации, и выразить дух эпохи. Я профессионально занимаюсь фотографией, но думаю, не смог бы повторить такое. Просто я другой человек , я более эмоционально зажат, мой охват не такой широкий как у моего деда. На фото деда, присутствует определенный гуманизм, не просто какая-то летопись, а философский подтекст, здесь запечатлены люди, искалеченные войной. Говорят, что, по воспоминаниям, он сделал кадр, где изображены покалеченные люди, и не смог сделать второй дубль, потому что у него слезы выступили на глазах», – рассказал Яков Халип-младший.
На выставке представлена и техника времен Второй мировой войны. Среди отечественных и трофейных автомобилей – советские легкие бронеавтомобили ФАИ-М и БА-64, артиллерийский тягач ГАЗ-67Б, грузовик ГАЗ-ММ и единственный сохранившийся образец системы залпового огня М-8-36. Некоторые образцы коллекционеры собирали буквально по частям.
«Долгие годы комплектации, долгие годы исправлений, некоторые детали приходится делать просто по чертежам заново. Мы ремонтируем моторы, которые 70 лет пролежали в земле, до рабочего, полностью ходового состояния. Даем гарантию, что автомобиль проедет до Хабаровска», — рассказал реставратор, историк и коллекционер Сергей Симонов.
Гордость коллекции — легендарная «полуторка». Эта машина возила хлеб в блокадный Ленинград по Дороге жизни, участвовала в эвакуации, подвозила снаряды и пушки на фронт. ГАЗ-АА — простой и вечный грузовик, ремонтируется на коленке. Шоферы говорили, что не заставить ее работать может только ленивый.
«Эта машина легендарна тем, что немецкие бомбардировщики все-таки прорвались на территорию Горьковского автозавода и разбомбили несколько цехов. В частности, были уничтожены штампы по выпуску крыльев, дверей и задних стенок кабин. Однако производство не остановили, сделали упрощенные крылья из гнутого металла, вместо дверей поставили щитки, а вместо задней стенки кабины — половину деревянную, половину затянули брезентом», — рассказал об уникальном экспонате Сергей Симонов.
Выставку можно посетить ежедневно, кроме понедельника, с 11:00 до 20:00. Она будет работать до 29 мая.
Михаил Ковалёв.
Фото автора