Самозанятые помогут снизить цены на рынке услуг

Кризисы, вызванные пандемией и санкциями, стали причиной роста цен не только на потребительские товары, но и на различного рода услуги. Почему повышается стоимость услуг строителей, ремонтников, парикмахеров, косметологов и других специалистов? Как привлечение самозанятых в бизнес может повлиять на ситуацию? Как будет развиваться рынок услуг в дальнейшем? На эти и другие вопросы отвечает директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец (на фото).

Инфляционный разгон сказывается и на стоимости труда. То есть бизнес, поднимая ценники, банально пытается сохранить рентабельность на фоне возрастающего давления. При этом самое заметное подорожание в сфере услуг происходит там, где была большая зависимость от иностранных комплектующих и товаров, а также логистики.

Так, непродовольственная инфляция в годовом выражении выросла более чем на 20%. Более чем на 32% подорожали строительные материалы, примерно на 40% — различная техника. Моющие и чистящие средства выросли в цене более чем на 22%. Всё это сказывается на удорожании услуг по строительству, ремонту, клинингу.

Растут в цене и лекарства, а также другие медицинские материалы и техника, что сказывается на стоимости медицинских услуг и объясняет их возможный рост до 20% к концу года.

Закономерно из-за ограничений на полеты, рост энергоносителей и топлива растут цены на транспортные услуги, логистику, перелеты и туризм. Параллельно с этим, с начала года подросла и стоимость ЖКУ, что отражается в той или иной степени практически на каждом бизнесе и потребителе услуг.

Однако у этого роста безусловно есть потолок. Смягчающаяся денежно-кредитная политика, укрепление рубля, падение реальных доходов и как следствие — покупательской способности, а также настройка новых логистических цепочек замедляют рост цен на товары и услуги уже сейчас.

Участники рынка постепенно адаптируются к новым вызовам и имеющему место давлению санкций. Внутренние процессы компаний и предприятий перестраиваются медленнее. Так, растет спрос бизнеса на внештатных сотрудников, а количество самозанятых, готовых оказывать услуги разово, увеличивается. В ситуации краткосрочного решения конкретных задач в отраслях с выраженной сезонностью производственного цикла крупные компании и предприятия МСП все чаще обращаются к сотрудничеству с самозанятыми исполнителями. И это понятно, поскольку технологически российский рынок уже в достаточной степени развит для легкого взаимодействия с временным персоналом, это и законодательно выверенный электронный документооборот, и наличие платформ, обладающих возможностями соединять компании и исполнителей в легальном и безопасном для обеих сторон поле при выполнении задач и проведении взаиморасчетов.

По данным Superjob, практически каждая пятая российская компания (19%) пользуется услугами самозанятых — в прошлом году таких компаний было 17%. Чаще всего самозанятых привлекает малый бизнес: среди компаний с численностью персонала до 100 человек их услугами пользуются 23%, тогда как среди крупных организаций — только 15%.

К примеру, стоимость услуг самозанятого мастера по ремонту или маникюру, или консультанта, дизайнера зачастую может быть ниже, чем у крупной компании, так как административная и фискальная нагрузка у плательщиков НПД минимальная, расходы на рекламу также существенно ниже — маркетплейсы уже гарантируют мотивированных покупателей и заказчиков. И всё это в общем позволяет самозанятым поставщикам услуг предлагать более выгодные цены несмотря на рост цен на расходники.

К 2030 году Минфин ожидает роста числа самозанятых до 10 миллионов человек. На деле их может быть еще больше, так как самозанятость можно совмещать с работой по найму. Главным драйвером роста будет оставаться запрос со стороны бизнеса, растущий тренд на «аренду» кадров, решение проектных задач бизнеса привлечением необходимого специалиста, а также, постепенный переход индивидуальных предпринимателей в самозанятых, если это возможно по роду деятельности.

Фото Ю. Иванко / mos.ru